Как называется собственная внутренняя память человека. Внешняя человеческая память

Ответ оставил Гость

Память - одна из психических функций умственной деятельности, присущая человеку. Животные также наделены памятью, но, в отличие от человека, у них психический процесс запоминания и воспроизведения происходит на рефлексном уровне и оценивается по способности обучения (дрессировке).Собственная внутренняя память человека представляет собой сложный процесс психики восприятия, накапливания, сохранения, группирования, извлечения и воспроизводства информации.Еще одной удивительным свойством памяти человека является ее способность запоминать не только увиденное, услышанное, воспринятое тактильно (прикосновение, удар, ожог, жжение), полученное через органы обоняния (сладкий вкус, прогорклость, горечь); но и хранить информацию о мыслях, чувствах.Нейробиолог Германн Эббингауз, проводивший эксперименты на себе, выделил еще одно удивительное свойство памяти человека – это многократное использование информации в сфере сознания для последующего применения.Память состоит из трех взаимосвязанных последовательных процессов. Первый процесс – это запоминание, запечатление, ввод новой информации через все органы восприятия человека.Основой этого этапа, несомненно, является внимание. Американский поэт Роберт Лоуэлл писал: “ Внимание - вот материал, из которого сделана память, а память - аккумулятор человеческого гения”. Умение устанавливать ассоциативную связь между материалом и смыслом приводит к качественному процессу запоминания.Процесс хранения материала в структуре памяти с одновременно протекающими моментами переработки материала называется процессом сохранения. Третий этап общего процесса – воспроизведение, актуализация элементов памяти, которые могут происходить произвольно или без усилий человека.Самым простым видом воспроизводительной функции памяти является узнавание. Дополнительной функцией воспроизводительного процесса выступает припоминание. Затруднения или потеря воспроизводительной способности памяти называется забыванием, по своей сути противоположный запоминанию.У людей с логическим складом ума память тесно связана с мышлением. Творческие личности отличаются тем, что процесс запоминания основывается на чувственном восприятии. Если процесс воспроизведения информации из памяти проходит через желание, необходимость (вспомнить фамилию человека, формулу, правило), то он связан с волей.На этих примерах прослеживается взаимосвязь человеческой памяти с мышлением, чувствами и волей.Память, является необходимым условием человеческой жизни. Об этом говорили древние мудрецы, отмечая, что верная и деятельная память удваивает жизнь. Запоминание, сохранение и воспроизведение материала из памяти с целью его использования как личный опыт выполняет роль собственной внутренней памяти человека.Перенятие жизненного опыта других людей через знания и навыки совершенствуют человека и включаются в существующую память. Природа сама позаботилась о человеке и сделала его память избирательной. Психический процесс памяти подсознательно сам фильтрует поступающий информативный материал в зависимости от потребностей и интересов. Это свойство памяти позволяет избежать “перегруза”.Существует еще одно немаловажное свойство памяти - стирание. Быстро поступающая зрительная информация воспринимается в совмещенном варианте и запоминается как единое. Если человеку быстро показать цифру, а потом квадрат, то произойдет наложение новой и прежней информации, и человек запомнит цифру в квадрате.Человеческая память является инструментом информации, которую он активирует в зависимости от ситуативных потребностей.В головном мозге, в коре больших полушарий, постоянно происходит процесс обновления нервных связей, что по мнению академика И.П. Павлова, является основой физиологической памяти.

Память - одна из психических функций умственной деятельности, присущая человеку. Животные также наделены памятью, но, в отличие от человека, у них психический процесс запоминания и воспроизведения происходит на рефлексном уровне и оценивается по способности обучения (дрессировке).Собственная внутренняя память человека представляет собой сложный процесс психики восприятия, накапливания, сохранения, группирования, извлечения и воспроизводства информации.Еще одной удивительным свойством памяти человека является ее способность запоминать не только увиденное, услышанное, воспринятое тактильно (прикосновение, удар, ожог, жжение), полученное через органы обоняния (сладкий вкус, прогорклость, горечь); но и хранить информацию о мыслях, чувствах.Нейробиолог Германн Эббингауз, проводивший эксперименты на себе, выделил еще одно удивительное свойство памяти человека – это многократное использование информации в сфере сознания для последующего применения.Память состоит из трех взаимосвязанных последовательных процессов. Первый процесс – это запоминание, запечатление, ввод новой информации через все органы восприятия человека.Основой этого этапа, несомненно, является внимание. Американский поэт Роберт Лоуэлл писал: “ Внимание - вот материал, из которого сделана память, а память - аккумулятор человеческого гения”. Умение устанавливать ассоциативную связь между материалом и смыслом приводит к качественному процессу запоминания.Процесс хранения материала в структуре памяти с одновременно протекающими моментами переработки материала называется процессом сохранения. Третий этап общего процесса – воспроизведение, актуализация элементов памяти, которые могут происходить произвольно или без усилий человека.Самым простым видом воспроизводительной функции памяти является узнавание. Дополнительной функцией воспроизводительного процесса выступает припоминание. Затруднения или потеря воспроизводительной способности памяти называется забыванием, по своей сути противоположный запоминанию.У людей с логическим складом ума память тесно связана с мышлением. Творческие личности отличаются тем, что процесс запоминания основывается на чувственном восприятии. Если процесс воспроизведения информации из памяти проходит через желание, необходимость (вспомнить фамилию человека, формулу, правило), то он связан с волей.На этих примерах прослеживается взаимосвязь человеческой памяти с мышлением, чувствами и волей.Память, является необходимым условием человеческой жизни. Об этом говорили древние мудрецы, отмечая, что верная и деятельная память удваивает жизнь. Запоминание, сохранение и воспроизведение материала из памяти с целью его использования как личный опыт выполняет роль собственной внутренней памяти человека.Перенятие жизненного опыта других людей через знания и навыки совершенствуют человека и включаются в существующую память. Природа сама позаботилась о человеке и сделала его память избирательной. Психический процесс памяти подсознательно сам фильтрует поступающий информативный материал в зависимости от потребностей и интересов. Это свойство памяти позволяет избежать “перегруза”.Существует еще одно немаловажное свойство памяти - стирание. Быстро поступающая зрительная информация воспринимается в совмещенном варианте и запоминается как единое. Если человеку быстро показать цифру, а потом квадрат, то произойдет наложение новой и прежней информации, и человек запомнит цифру в квадрате.Человеческая память является инструментом информации, которую он активирует в зависимости от ситуативных потребностей.В головном мозге, в коре больших полушарий, постоянно происходит процесс обновления нервных связей, что по мнению академика И.П. Павлова, является основой физиологической памяти.

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память - самый первый инструмент хранения информации.

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее - с помощью записи нот. В 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и пр.).

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Дополнительные сведения о том, как хранили информацию раньше, можно найти в электронном приложении к учебнику.

Оперативная и долговременная память

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти - «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информации - внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

С давних времён до настоящего времени одним из основных носителей информации остаётся бумага.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

  • технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;
  • даже тонкая бумага прочна и долговечна;
  • бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.

Файлы и папки

Программы и данные хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок, ведомость и т. д.

Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Собственно имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Делать это рекомендуется осмысленно, отражая в имени содержание файла. Имя файла может содержать до 255 символов; в нём можно использовать буквы латинского и русского алфавитов, пробелы и практически все другие символы, имеющиеся на клавиатуре.

Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Оно сообщает пользователю и компьютеру о том, какого типа информация хранится в файле и какой программой был создан этот файл. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. От имени расширение отделяется точкой.

Например, имя файла расписание.txt говорит о том, что в файле может содержаться текстовая информация о расписании.

Уточните, каких правил при именовании файлов необходимо придерживаться в ОС, установленной на вашем компьютере.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов - десятки и даже сотни тысяч. Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки.

Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки). Пусть, например, на жёстком диске компьютера записано несколько игр. Игра представляет собой набор файлов. Каждая игра хранится в отдельной папке, при этом все папки с играми для удобства могут быть вложены в одну общую папку с именем «Игры».

Система хранения файлов напоминает хранение большого количества книг в библиотеке (рис. 13).

Рис. 13

Для каждого из вас на жёстком диске создана папка, где будут храниться файлы с вашими текстами и рисунками.

Много полезной информации вы сможете почерпнуть из видеолекции «Файлы и папки», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).

Самое главное

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

Файл - это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт.

Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируются в папки.

Вопросы и задания

  1. Какими свойствами обладает память человека?
  2. Чем отличается память человека от памяти человечества?
  3. Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
  4. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
  5. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
  6. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
  7. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) найдите тренажёр «Определение носителя информации» (вариант ученика). Выполните тренировочные упражнения.
  8. В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:
      а) табличка с номером дома;
      б) почтовая открытка;
      в) билет на поезд;
      г) газета;
      д) диск со сборником мультфильмов.
  9. Что такое файл?
  10. Какие правила именования файлов вам известны?
  11. Сравните хранение файлов в компьютере и книг в библиотеке.

Компьютерный практикум

Работа 3 «Создаём и сохраняем файлы»

Лекция №4

Поговорим о хранении информации. Где хранит информацию человек? Это собственная (биологическая) память человека – внутренняя память; разнообразные средства записи информации - бумажные, магнитные и прочие – внешняя память.

Все устройства компьютера связаны между собой каналами передачи информации. Из внешнего мира информация поступает в компьютер через устройства ввода; поступившая информация попадает во внутреннюю память. Если требуется длительное ее хранение, то из внутренней памяти она переписывается во внешнюю память.

Оперативную память еще называют – ОЗУ (оперативное запоминающее устройство). ПЗУ – постоянное запоминающее устройство, батарейка хранящая информацию о дате, времени, начале загрузки.

Обработка информации осуществляется процессором при непрерывной двусторонней связи с внутренней памятью: оттуда извлекаются исходные данные, туда же помещаются результаты обработки. Информация из внутренней памяти может быть передана во внешний мир (человеку или другим компьютерам) через устройства вывода.

Понятие программы и данных.

Всю информацию, циркулирующую между различными устройствами компьютера, можно разделить на две разновидности: данные и программы. Для решения какой либо задачи компьютеру нужно сообщить исходные данные и программу работы. И данные и программа представляются в определенной форме, “понятной” компьютеру, заносятся во внутреннюю память компьютера и затем компьютер переходит к выполнению программы, т. е. решению задачи. Компьютер является формальным исполнителем программы. Любая работа выполняется компьютером по программе, будь то решение математической задачи, перевод текста с иностранного языка, получение рисунков на экране, игра с пользователем и т.д.

Суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям:

1) любая работа выполняется компьютером по программе;

2) исполняемая программа находится в оперативной памяти;

3) программа выполняется автоматически.

Свойства внутренней (оперативной) памяти.

Рассмотрим свойства каждого из видов памяти.

Следует говорить о двух типах свойств: о физических свойствах и о принципах организации информации.

Физические свойства внутренней памяти:

– это память, построенная на электронных элементах (микросхемах), которая хранит информацию только при наличии электропитания; по этой причине внутреннюю память можно назвать энергозависимой;

– это быстрая память; время занесения (записи) в нее информации и извлечения (чтения) очень маленькое - микросекунды;

– это память небольшая по объему (по сравнению с внешней памятью).



Быструю энергозависимую внутреннюю память называют оперативной памятью, или ОЗУ - оперативное запоминающее устройство.

В компьютере имеется еще один вид внутренней памяти - постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Основное его отличие от ОЗУ - энергонезависимось, т. е. при отключении компьютера от электросети информация в ПЗУ не исчезает. Кроме того, однажды записанная информация в ПЗУ не меняется. ПЗУ - это память, предназначенная только для чтения, в то время как ОЗУ - для чтения и для записи. Обычно ПЗУ по объему существенно меньше ОЗУ.

Информационная структура внутренней памяти: Представляет собой последовательность двоичных ячеек - битов.

Битовая структура внутренней памяти определяет ее первое свойство: дискретность. Каждый бит памяти в данный момент хранит одно из двух значений: 0 или 1, т. е. один бит информации. В процессе работы компьютера эти нули и единички “мигают” в ячейках.

Второе свойство внутренней памяти называется адресуемостью. Но адресуются не биты, а байты. - 8 рас­положенных подряд битов памяти. Адрес байта - это его порядковый номер в памяти. Доступ к информации в оперативной памяти происходит по адресам: чтобы записать данные в память, нужно указать, в какие байты ее следует занести. Точно так же и чтение из памяти производится по адресам. Таким способом процессор общается с оперативной памятью.

Итак, информационная структура внутренней памяти - битово-байтовая. Ее размер (объем) обычно выражают в килобайтах, мегабайтах

Виды внешней памяти (жесткие и гибкие магнитные диски, лазерные диски, flash-память).

Есть три разновидности носителей информации, используемых в устройствах внешней памяти:

– магнитные

– оптические.

– flash (хранит информацию в микросхемах)

Существуют магнитные ленты и магнитные диски. Оптические диски называются CD-ROM (Compact Disk - Read Only Memory) - компактный диск - только для чтения, CD-R (Compact Disk – recordable) – записываемый, CD-RW (Compact Disk – ReWritable) - перезаписываемый.

Физические свойства внешней памяти:

– внешняя память энергонезависима, т. е. информация в ней сохраняется независимо от того, включен или выключен компьютер, вставлен носитель в компьютер или лежит на столе;

– внешняя память - медленная по сравнению с оперативной; в порядке возрастания скорости чтения/записи информации, устройства внешней памяти располагаются так: магнитные ленты - магнитные диски - оптические диски – флеш-память;

– объем информации, помещающейся во внешней памяти больше, чем во внутренней; а с учетом возможности смены носителей - неограничен.

Необходимо обратить внимание на используемую терминологии:

– Ленты, диски - это носители информации.

– Устройство компьютера которое работает с магнитной лентой, записывает а считывает с нее информацию, называется накопителем на магнитной ленте (НМЛ). Употребляется также английское название этого устройства - стриммер.

– Устройство чтения/записи на магнитный диск называется накопителем на магнитном диске (НМД) или ди­сководом.

– С оптическими дисками работает оптический дисковод.

Оперативная память

Оперативная память (ОЗУ) – память с произвольным доступом – это быстрое запоминающее устройство не очень большого объема, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами.

Название «оперативная» память получила потому, что она работает очень быстро, так что процессору не приходится ждать при чтении данных из памяти или записи в память. Однако содержащиеся в ней данные сохраняются, пока компьютер включен; при выключении компьютера содержимое оперативной памяти стирается (за некоторыми исключениями).

Оперативная память (RAM – Random Access Memory – память с произвольным доступом) представляет собой множество ячеек, причем каждая ячейка имеет свой уникальный двоичный адрес (нумерация ячеек начинается с нуля). Каждая ячейка памяти имеет объем от 1 байт, следовательно, максимальный объем адресуемой памяти для процессоров равен 4 294 967 296 байт = 4 194 304 Кбайт = 4096 Мбайт = 4 Гбайт.

Кэш-память

Кэш-память (cache), или сверхоперативная память, - очень быстрое ЗУ небольшого объема, которое используется при обмене данными между процессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей оперативной памятью.

Кэш-памятью управляет специальное устройство – контроллер, который, анализируя выполняемую программу, пытается предвидеть, какие данные и команды, вероятнее всего понадобятся в ближайшее время процессору, и переписывает их в кэш-память. Кэш-память реализуется на микросхемах статической памяти SRAM (Static RAM), более быстродействующих, дорогих и малоемких, чем DRAM.

Современные микропроцессоры имеют встроенную кэш-память, так называемый кэш первого уровня, емкостью от 32 до 128 Кбайт. Кроме того, на системной плате компьютера может быть установлен кэш второго уровня емкостью 512 Кбайт и выше.

Постоянная память

Постоянная память (ROM- Read Only Memory – память только для чтения) – энергонезависимая память, используемая для хранения данных, которые никогда не потребуют изменения. Содержание памяти специальным образом «зашивается» в устройстве при его изготовлении для постоянного хранения. Из постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) данные можно только читать.

Прежде всего, в постоянную память записывают программу управления работой самого процессора. В ПЗУ находятся программы управления дисплеем, клавиатурой, принтером, внешней памятью, программы запуска и остановки компьютера, тестирования устройств.

Перепрограммируемая память

Перепрограммируемая постоянная память (Flash Memory) – энергонезависимая память, допускающая многократную перезапись своего содержимого.

Важнейшая микросхема постоянной памяти, или Flash-памяти, - модуль BIOS. BIOS (Basic Input/output System – базовая система ввода-вывода) – совокупность программ, предназначенных для автоматического тестирования устройств после включения питания компьютера и загрузки операционной системы в оперативную память.

CMOS-память

CMOS RAM – это память с невысоким быстродействием и минимальным энергопотреблением от батарейки. Она используется для хранения информации о конфигурации и составе оборудования компьютера, а также о режимах его работы. Содержимое CMOS изменяется специальной программой Setup, находящейся в BIOS.

Внешняя память компьютера.

Видеокарта

Видеокарта – это плата с микросхемами, которая служит для форматирования изображения на экране. Все, что мы видим на экране монитора, создано процессом с помощью видеокарты. На видеокарте находятся микросхемы памяти, в которых хранится создаваемое изображение. Объем памяти видеокарт 128, 256, 512 Мб.

Как правило, в персональном компьютере используются трехдюймовые дискеты (размер – 3,5 дюйма, объем – 1,44 Мб). На дискете есть изображение стрелки, для правильной вставки дискеты в дисковод. На обратной стороне дискеты находится пластмассовая защелка, с помощью которой можно запретить запись на дискету. Для этого достаточно щелкнуть защелку до упора так, чтобы на ее месте появился просвет. Диск покрыт магнитным слоем. Информация на диске записывается на концентрические дорожки. Каждая дорожка разбита на сектора, таким образом, информация на диске хранится порциями. Каждая дорожка и каждый сектор пронумерованы. Информация на дискете может записываться и перезаписываться. Как правило, дискеты используются для обмена информацией между персональными компьютерами и для хранения архивной информации. В настоящее время почти вышли из употребления.

Винчестер

Дисковод для жесткого диска (винчестер) предназначен для быстрой записи и считывания информации. На винчестере хранится большинство программ, с которыми работает пользователь, также на винчестере пользователь сохраняет результаты своей работы (программы, тексты, таблицы и т.п.). Винчестер представляет собой несколько магнитных дисков, спрятанных в герметичном корпусе. Корпус жесткого диска герметичен, чтобы вовнутрь не попадала пыль и грязь.

Запись и считывание информации с винчестера, в отличии от дискет, происходит очень быстро.

Емкость винчестера в первых персональных компьютерах составляла 20 Мб, в современных – 80, 160,250, 320, 500, 750 Гбайт, 1 Тбайт.

Компакт диски

CD-ROM диск можно только читать, эти диски делают с помощью обычного штампа и матрицы. На поверхности CD-ROM диска находятся концентрические дорожки с микроуглублениями. Считывание информации с CD-ROM диска осуществляется с помощью маленького лазера, поэтому CD-ROM диски называют также оптическими. Если на персональном компьютере установлена звуковая плата, то с помощью CD-ROM дисковода можно проигрывать на персональном компьютере аудиокомпакт-диски. Также многие CD-ROM дисководы имеют аудиовыход на передней панели, в этом случае можно прослушивать аудиокомпакт-диски и без звуковой платы.

Емкость CD-ROM диска составляет более 600 Мб.

Компакт-диск следует осторожно брать за края, чтобы не испачкать поверхность диска.

Обычно для вставки CD-ROM диска следует открыть дисковод с помощью кнопки на его лицевой панели. При этом из дисковода начнет плавно выезжать подложка диска. На одной из сторон CD-ROM диска, как правило, находится название и иногда рисунок. Компакт-диск вставляется так, чтобы сторона с названием была наверху. Диск надо класть на подножку точно в углубление и еще раз нажать кнопку на лицевой панели.

Компакт-диск можно протирать сухой мягкой тканью. Нельзя надписывать и ронять компакт-диск, а также нагревать или оставлять его на солнце.

Дальнейшее развитие технологий производства компакт-дисков привело к созданию дисков с высокой плотностью записи – цифровой универсальный диск Digital Versatile Disk (DVD), объем информации на диске до 4,7 Гбайт. Дальнейшее увеличение объема информации обеспечивается применением двухслойных и трехслойных DVD. Емкость таких носителей составляет 30 (двухслойный) и 45 (трехслойный) Гб.

Группа научных сотрудников Imperial.College в Лондоне занимается разработкой оптического диска, на который можно записать 1 Тбайт данных.

Flash-память

Новый тип памяти получил название флэш-память (Flash-memory). Флэш-память представляет собой микросхему перепрограммируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ) с неограниченным числом циклов перезаписи.

Конструктивно флэш-память выполняется в виде отдельного блока, содержащего микросхему флэш-памяти и контролер, для переключения к одному из стандартных входов компьютера.

В настоящее время объем флэш-памяти достигает нескольких Гбайт (1,2,4,8), скорость записи и считывания составляет десятки Мбайт/с.

Модули и карты FLASH-памяти могут устанавливаться прямо в разъемы материнской платы и имеют следующие параметры.

FLASH-память – энергозависимое запоминающее устройство. Для перезаписи информации необходимо подать на специальный вход FLASH-памяти напряжение программирования (12 В), что исключает возможность случайного стирания информации.

Перепрограммирование FLASH-памяти может выполняться непосредственно с дискеты или с клавиатуры персонального компьютера при наличии специального контроллера либо с внешнего программатора, подключаемого с персонального компьютера.

FLASH-память может быть полезной как для создания весьма быстродействующих, компактных, альтернативных запоминающих устройств – «твердотельных дисков», так и для замены ПЗУ, хранящего программы BIOS, позволяя «прямо с дискеты» обновлять и заменять эти программы на более новые версии при модернизации персонального компьютера.

Blu-ray диски, флэш-накопители, ленточные библиотеки .

Урок по теме «Хранение информации», 5 класс

Планируемые образовательные результаты :

предметные – общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации;

метапредметные – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;

личностные – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

2) углубить и систематизировать представления о носителях информации;

3) рассмотреть понятия файла и папки;

4) восстановить умения создания и сохранения файлов в личной папке.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

информация;

действия с информацией;

хранение информации;

память:

    память человечества;

    память человека;

    оперативная (внутренняя) память;

    долговременная (внешняя) память;

носитель информации;

файл;

папка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; ПК учащихся, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

    Организационный момент (проверить готовность учащихся к уроку)

Ребята, здравствуйте! Я очень рада вас видеть сегодня на уроке.

    Актуализация знаний

Сейчас ребята я хочу проверить, как хорошо вы помните ранее изученный нами материал. Предлагаю это сделать с помощью игры «Руки вверх – руки вниз». Условия игры такие: на экране будут появляться вопросы, на которые можно ответить если «Да» - поднимаете руки вверх, если «Нет» - руки лежат на парте.

(использовать презентацию «Хранение информации», слайды 2- 10) .

Объявление темы урока.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким информационным процессом, как хранение информации. Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти.

    Изучение нового материала (слайд 11)

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память – самый первый инструмент хранения информации.

Существует память отдельного человека и память человечества , содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться.

Слайд 15. Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.

Слайд 16. Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напевами. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.

Слайд 17. Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность танцы, жесты, пантомиму и т.д.

Слайд 18. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Слайд 19. Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочник, энциклопедии и другие носители информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Слайд 20. Носителем информации можно назвать любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации. В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы.

Слайд 21. Мы с вами уже знаем, что информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером, называется данными. Так вот данные, а также программы хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок и т.д. Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем. Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. Расширение от имени отделяется точкой.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов. Чтобы не возникало путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки. Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки).

Физкультминутка. Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.

    Проверка усвоения материала.

Слайд 24. Ребята, давайте с вами подумаем, какие из этих объектов можно отнести к внешней памяти человека или компьютера. (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Слайд 25. А сейчас я попрошу вас указать те предметы, которые НЕ являются информационными носителями информации . (Ученики по очереди выходят к экрану и убирают лишний объект).

Слайд 26. Необходимо составить пары, то есть для каждого примера информации из левого столбика надо подобрать соответствующий носитель информации из правого столбика.

Компьютерный практикум

Сегодня мы с вами научимся создавать файлы и сохранять их в личной папке. Прежде чем приступить к выполнению задания, напоминаю вам, что сначала мы внимательно читаем то, что написано и только потом выполняем. А сейчас займите свои рабочие места, закреплённые за каждым из вас.

    Итог урока. Выставление оценок

    Домашнее задание (слайд 37). § 5 , РТ: № 55, 59, 63, 64, 67.

    Если останется время, то можно выполнить дополнительные задания (слайд 38 и 39).

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

4. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса

Поделиться