Почему болят глаза от компьютера (монитора)? Dell u2412m: избавление от ШИМа без потери возможности регулировки яркости Мерцание шим яркость максимум 100.

Сейчас все постепенно переходят на ноутбуки и планшетники, но мне вот как-то ближе классический десктоп. Чтобы с монитором, системником, МФУ-шкой и отдельным компьютерным столом под все это. Но, на мониторы со светодиодной подсветкой я привык смотреть искоса. Да, тонкие. Да, недорогие. Но, глаза от них устают, это факт. Однако как выяснилось не все так плохо. И, пока большая часть производителей соревнуется, у кого подсветка ярче, некоторые все же работают над тем, чтобы сделать свои мониторы щадящими для глаз пользователей.

Почему, вообще, от некоторых мониторов глаза устают быстро, а от других нет? По сути, монитор – он как прожектор, который постоянно светит в глаза. Чем ярче светит, тем сильнее глаза устают. Но, совсем не факт, что этот «прожектор» будет светить менее жестоко, если в настройках выкрутить показатель яркости на минимум. Яркость не изменится, просто светодиоды будут постоянно мерцать. То есть, сначала включаться (на полную мощность), а потом выключаться. Визуально яркость снизится. Картинка станет бледнее. Но, глаза будут уставать также быстро, как и со 100% яркостью. А, если не делать перерывов, то и голова может заболеть. Эта технология называется широтно-импульсной модуляций или попросту ШИМ. И в интернете, кстати, часто поднимают темы вроде: «Как найти монитор без ШИМ-мерцания подсветки?».

Я уделил некоторое время изучению вопроса, и выяснил, что дальше других в деле борьбы с недостатками ШИМ продвинулись BENQ с их технологией управления светодиодной подсветкой с помощью изменения напряжения постоянного тока. Таким образом, используется совершенно очевидное (казалось бы) решение – светодиоды светятся постоянно, но чем выше подаваемое на них напряжение, тем ярче они горят. Благодаря некоторым аппаратным ухищрениям цветовая температура при этом значительно не меняется. Сама технология получила названия Flicker-Free, а метод ее реализации DC dimming. Более подробную информацию можно получить из видео чуть ниже. Там же на 2:50 секунде предлагается пара способов выявления ШИМ:

Уже сейчас в линейке мониторов BenQ две модели получили маркировку eye care: GW2760HS (27 дюймов, A-MVA, цена около 10 500 руб.) и BL2411PT (24 дюйма, IPS, цена по маркету 15 200 руб.). По собственной формулировке представителей BENQ, Eye care – это совокупность параметров, в которую входят:
- функция «Flicker-Free»;
- режим «Чтение», позволяющий имитировать внешний вид обычной печатной бумаги, что делает просмотр текстов относительно комфортным и не утомляющим глаза;
- Eco-режим, обеспечивающий приемлемое качество изображения при максимальном энергосбережении (снижает энергопотребление на 37% при просмотре документов, веб-страниц и до 44% при отображении компьютерных игр).

Что касается решений от других производителей, то чего-то равноценного я найти не смог. Попытки реализовать технологию подобную Flicker-Free, конечно же, есть. Но, как вывод, модели либо имеют серьезные проблемы с углами обзора и цветопередачей, либо издают неприятный высокочастотный гул, либо глянцевые как зеркала и стоят безбожно. Если я что-то упустил, можете поправить меня в комментариях - будет интересно. Что касается BENQ, то по словам представителей компании все будущие новинки они планируют переводить на Flicker-Free. Так что, свой будущий монитор я, наверное, возьму именно от этого производителя.

В предыдущей статье вы узнали, . В качестве продолжения, предлагаю узнать, что такое ШИМ в мониторах, как с ним жить и не испортить глаза.

Осторожно, они мерцают!

Все привыкли к мысли, что мерцают только старые большие мониторы на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), но на самом деле, для глаз гораздо более вредно мерцание современных ЖК и OLED-дисплеев!

Да, вам не показалось, большинство современных дисплеев мерцают и это мерцание обычно проявляется при понижении яркости .

Посмотрите на эту анимацию, левый символ яркости неприятно мерцает при уровне 50%

И такое можно наблюдать не только на мониторах настольных компьютеров, то же самое происходит и со многими ноутбуками, смартфонами и планшетами.

Что такое ШИМ в мониторах?

Понизить яркость монитора можно двумя способами:

а.) Уменьшить интенсивность свечения лампы подсветки (лампа уменьшает свечение)
б.) Светить с перерывами, чтобы за единицу времени света было меньше (лампа начинает мерцать)

С технической точки зрения оказалось проще сделать так, чтобы яркость регулировалась мерцанием, часть времени лампа горит, а часть времени не светится.

Широтно-импульсная модуляция (ШИМ) - процесс управления мощностью, путём изменения длительности импульсов, при постоянной частоте.

В мониторах с ШИМ при уменьшении яркости экрана уменьшается длительность импульса свечения ламп подсветки или светодиодов, в результате более заметно мерцание , которое может отрицательно повлиять на наше зрение .

На рисунке вы может увидеть сравнение двух способов регулировки яркости:

ШИМ работает следующим образом: на яркости 50% мы половину времени видим импульс света, а вторую половину времени видим черный экран, глаз усредняет увиденное и мы воспринимаем серое свечение. Когда яркость меньше – мерцание заметно больше.

Вот только глазу такое мерцание совсем не идёт на пользу.

Все ли мониторы мерцают?

Производители не спешат указывать в характеристиках, каким образом регулируется яркость и используется ли ШИМ. К счастью, есть мониторы, в которых нет ШИМа , либо мерцание появляется на совсем маленькой яркости.

У таких мониторов иногда в описании есть надпись «Flicker-Free» (переводится «без мерцания») и встречается подобный логотип:

Перед покупкой можно изучить специализированные форумы в поисках нужной модели, но что делать, если вы уже купили монитор который мерцает?

Как узнать, мерцает ли ваш монитор?

Есть очень простой способ узнать, мерцает ли ваш монитор – «карандашный тест ».

Возьмите карандаш в руки и поводите им перед светящимся монитором как веером (в плоскости экрана). Если след от карандаша размыт (выглядит смазанным), то мерцания нет , если же след разделяется (выглядит как набор теней от нескольких карандашей), то ваш монитор мерцает .

На этом видео показан пример проведения «карандашного теста»:

Сделайте проверку на разных уровнях яркости , от 0% до 100%, таким образом можно узнать, какая яркость безопасна для зрения.

Есть более сложные тесты, которые позволяют узнать частоту мерцания, но в большинстве случаев карандашного теста достаточно.

Что делать, если монитор мерцает?

Если вы обнаружили, что ваш монитор мерцает на комфортном уровне яркости, есть способ не испортить глаза:

Настройте яркость с помощью драйвера видеокарты

Качество изображение может стать немного хуже, но глазам станет намного легче.

Нужно настроить яркость монитора, так, чтобы мерцания не было, и, если в итоге яркость слишком большая, уменьшайте яркость в настройках драйвера видеокарты .

Алгоритм настройки простой:

  1. Настройте яркость монитора либо на максимум, либо на уровень, когда мерцание отсутствует;
  2. Зайдите в настройки драйвера видеоадаптера и в них уменьшите яркость до комфортного уровня;
  3. Примените настройки.

Пример настройки яркости

Если возникнут сложности с поиском настроек драйвера – пишите в комментариях, постараюсь помочь.

Заключение

Сегодня вы узнали, что такое ШИМ, чем он опасен для глаз и как свести риски к минимуму .

Пишите, интересны ли вам уроки на тему здоровья и нужны ли подробности по рассмотренным в статье вопросам.

Копирование запрещено , но можно делиться ссылками.

Ищем AMOLED без мерцания (ШИМ) (периодически обновляется) July 25th, 2017

Хочу купить смартфон, мерцает ли он?
TFT (равно как и IPS, PLS, Super LCD) в 99% случаях не мерцает, или мерцает на высокой частоте(для глаз совершенно незаметно).
Так же вы можете поискать обзоры интересующей модели на сайтах, которые проводят тесты на ШИМ:S8+ и S7 Edge , в которых пульсация сведена на нет на любой яркости. Единственный недостаток, о котором пишет автор - на минимальной яркости начинает проявляться дефект mura - японское слово, обозначающее дефект, которое адаптировано в английском для названия дефектов пиксельной матрицы поверхности дисплея, которые заметны при задаваемом постоянном сером уровне экрана дисплея.

Что теперь, не покупать Samsung?
Если собираетесь читать на нем книги - не советую. В остальных случаях, возможно, ничего серьезного вы и не заметите. Вот несколько соображений:
Коэффициент мерцания у элт-телевизоров (которыми пользовалось не одно поколение) легко может доходить до 250%, но на них вряд ли кто-то пытался прочесть "Война и мир" Толстого.
Возможно, не случайно наибольший коэффициент мерцания я замерил на больших дисплеях AMOLED (5,5 дюймов и более). Что, если гигиенистам (если такие специалисты есть в штате Samsung) известно, что пользователь относительно сильно мерцающего, но большого дисплея, утомляется примерно так же, как пользователь маленького дисплея с меньшим коэффициентом мерцания?

Первые «безрамочные» мониторы компании ASUS появились в конце 2012 года. В начале 2013 они побывали в нашей лаборатории, и нельзя сказать, что на тот момент эти модели являлись лидерами по соотношению «цена-качество». Более того – их стоимость на рынке была выше всех аналогичных конкурирующих устройств.

С тех пор прошло больше года. Необходимое обновление продуктовой линейки привело к рождению серии VX, которая по большей части является копией известной MX. По всей видимости, изначально неверно была выбрана последняя цифра, а поэтому маркетологам компании пришлось поменять первую букву. Изменилась цветовая гамма, снизилась стоимость, исчез один из недостатков предшественника.

У нас в гостях 23-дюймовая модель ASUS VX239H с AH-IPS матрицей, предоставленная нашим постоянным партнером – компанией Регард . Разберемся, какие выводы сделали инженеры ASUS за прошедший год, и что подверглось изменению, шлифовке и полировке.

Методика тестирования

Данная статья написана по новой методике , датированной 27 января 2012 года. В ее основе лежит опыт, накопленный мною за последнюю пару лет работы с мониторами (как в качестве автора статей/тестов, так и человека, который постоянно сталкивается с настройкой и калибровкой различных моделей дисплеев). Из оборудования используются приборы компании X-Rite (два различных колориметра и один референсный спектрофотометр), а в качестве программного обеспечения – только бесплатно распространяемые программы и утилиты.

Полученные по новой методике результаты можно без проблем сравнить со всеми другими из материалов, опубликованных до февраля 2012 года, за исключением лишь пары моментов.

Справочная информация

Новинка ASUS была представлена осенью 2013 года и практически сразу же поступила в продажу. На данный момент она снискала заметную популярность, что видно по количеству отзывов в интернете, а установленный на нее ценник можно назвать средним для монитора этого класса.

Конкурентов у VX239H много, и некоторые из них уже были протестированы ранее. Отдельно отмечу, что в этом качестве рассматриваются исключительно так называемые «безрамочные» дисплеи. Следовательно, перед покупкой человеку надо сразу определиться – либо следить за трендом, либо отдать предпочтение более привычному для нас дизайну корпуса и принципу установки матрицы.

Теперь предлагаю ознакомиться с основными техническими характеристиками устройства:

По подтвержденным данным в модели ASUS VX239H используется AH-IPS матрица LM230WF3-SAA1 производства компании LG Display (на самом деле подрядчиком выступает иная компания). Это псевдовосьмибитная AH-IPS панель. В ней используется стандартная W-LED подсветка, разрешение 1920x1080 (стандарт Full HD) пикселей при соотношении сторон 16:9 и привычный многим размер пикселя в 0.265 мм.

По сравнению с предшественником MX239H изменилась цветовая гамма оформления корпуса. Количество интерфейсов для подключения не прибавилось, но появилась поддержка стандарта MHL. Была добавлена технология интеллектуального увеличения резкости VividPixel, зато акустическая система потеряла красивое название ICEPower (производства Bang & Olufsen) и потеряла в мощности. Теперь это два стереодинамика RMS мощностью по 1 Вт каждый. Из меню был исключен параметр управления разгоном матрицы Trace Free, но режимы Splendid и бесполезная во многих аспектах функция QuickFit остались. А примененный в корпусе и подставке металл выгодно отличает модель от конкурентов.

Комплект поставки

Монитор ASUS VX239H поставляется в обычной картонной коробке небольшого размера в разобранном виде. На фоне того, что было у MX239H – это один из пунктов экономии.

Для удобства транспортировки есть дополнительная пластиковая ручка для переноски.

На упаковке представлены одна фотография модели, логотип производителя и перечень из основных особенностей в виде специальных пиктограмм.

На одной из двух боковых сторон можно встретить заводскую наклейку. Исключив не самую интересную информацию с серийными и прочими номерами, можно отметить, что данных по дате производства и ревизии не представлено. Но зато известно, что монитор изготовлен в Китае.

Полный комплект поставки ASUS VX239H включает в себя следующее:

  • Силовой кабель;
  • Внешний блок питания;
  • Кабель D-Sub;
  • Аудиокабель;
  • Руководство по быстрой установке и настройке (Quick Start Guide);
  • Книжка ASUS VIP Member Notice.

Комплект поставки для не самого дешевого в своем классе устройства разочаровал. Производитель как будто остался в 2012 году и положил исключительно D-Sub кабель для аналогового подключения. На нормальный HDMI кабель придется потратить еще 400-700 рублей, поскольку использовать современный монитор по VGA не комильфо. Почему в ASUS решили обойтись без переходника HDMI -> DVI, как в комплекте MX239H, не совсем ясно. По факту это монитор из той же ценовой категории и сегмента. В остальном изменений нет.

Дизайн и эргономика

Формы новинки и используемые материалы полностью повторяют модель ASUS MX239H, но цветовая гамма претерпела изменения. Вместо цвета алюминия дизайнеры выбрали для подставки, центральной колонны и металлической накладки спереди строгий черный. По факту он прекрасно дополняет основу корпуса из черного матового и глянцевого пластиков, не привлекая дополнительного внимания.

Благодаря использованию светодиодной подсветки и внешнего блока питания 23-дюймовый VX239H весит в сборе 3.8 кг, что является нормой для подобного рода устройств. Легче лишь полностью пластиковые модели.

Монитор VX239H – сборник материалов различного типа. В модели используется шлифованный алюминий, глянцевый пластик, шершавый матовый пластик. Несмотря на такое разнообразие в отделке, на мой взгляд, дизайн нового монитора ASUS – лучший из предложенных в своем сегменте вариантов.

Из упаковке VX239H идет в полуразобранном виде. К наглухо прикрепленной колонне с помощью одного винта без использования инструментов присоединяется подставка.

На все про все уходит не более минуты. VESA крепление, как и следовало ожидать, отсутствует. По всей видимости, установить его мешает небольшая толщина корпуса.

Круглую подставку с большим вырезом внутри украшает черная хромированная вставка. Используемое решение идеально сочетается с дизайном самого корпуса, а общий вид устройства создает ощущение дороговизны. Вот если бы еще и полностью избавились от глянцевых материалов, то это был бы один из лучших минималистических корпусов в своем классе и не только.

По обе стороны монитора расположены динамики встроенной аудиосистемы. Звук громкий, но отсутствие как таковых высоких и низких частот сильно печалит. Непонятно, для чего придуманы две сетки на нижней грани дисплея. Или это в них упрятаны два динамика?

«Безрамочный» дизайн предусматривает наличие этих самых рамок, но они скрыты под защитным пластиковым слоем. Так что ожидать вывода изображения, что называется – «в край», не стоит. Это вам не новая 23.8-дюймовая панель LG Display, как в Dell U2414H, где этого эффекта почти добились.

Прежде чем начинать обзор лучших для глаз популярных мониторов, рассмотрим технические характеристики, на которые следует опираться при выборе безопасного для зрения устройства.

Матрица

На сегодняшнем рынке жидкокристаллических дисплеев (LCD) представлены устройства с тремя семействами матричных панелей: TN, IPS и *VA. Сам по себе тип используемой матрицы влияния на усталость глаз не оказывает . Неприятные ощущения может вызывать неправильное расположение экрана относительно глаз, например, его чрезмерный наклон или слишком большое отклонение от перпендикуляра в вертикальной плоскости. Первое сильнее сказывается на зрении в мониторах с TN-панелями, а второе характерно для IPS-устройств (Glow-эффект). Для последней разновидности дисплеев имеет значение и величина кристаллизации, обусловленной особенностями защитного покрытия.

Подсветка

LCD-мониторы, в которых применялась подсветка флуоресцентными лампами с холодным катодом (CCFL), окончательно уступили место устройствам, использующим светодиоды (LED), и уже практически не встречаются в продаже. Бытует мнение, что светодиодная подсветка мониторов вызывает большую усталость глаз. Отчасти это так, но характерна такая зависимость для мониторов с W-LED при недостаточно качественном преобразовании длины волны. Поскольку «белых» светодиодов в природе не существует — используют «синие», а нужный цвет получают за счет люминофора специального состава и пленочных фильтров. Усталость глаз вызывает высокая нескомпенсированная интенсивность свечения в длинноволновой области спектра. Лучшим для глаз, но и более дорогим решением является подсветка на основе двух (GB - LED ) или трех (RGB - LED ) цветов .

Частота

Увеличение частоты обновления экрана до 120 или даже 144 Гц связано с появлением 3D-технологий и в обычном режиме отображения слабо сказывается на усталости глаз. Значительно больший вклад здесь вносит время отклика , особенно в динамичных играх. Не успевающие достаточно быстро переключаться пиксели вызывают появление шлейфа за перемещающимися по экрану объектами, что смазывает картинку. В качестве игрового монитора лучше выбирать модели на основе TN -матриц .

Яркость

С физиологической точки безопасности для зрения, оптимальная яркость для самосветящихся мониторов составляет 100 нит . В условиях естественного или интенсивного искусственного освещения, нормальным считается значение 150—200 нит, и такой уровень способен обеспечить любой современный монитор. Чем выше яркость — тем сильнее устают глаза. С другой стороны, уменьшение яркости также плохо влияет на зрение. Связан подобный эффект с реализованным в мониторе принципом регулировки яркости: постоянным током или широтно-импульсной модуляцией (ШИМ). Второй вариант проще, но при работе соответствующего узла на невысокой частоте, ему требуется качественное сглаживание пульсаций управляющих сигналов. В противном случае уровень яркости монитора также колеблется и раздражает глаза.

Разрешение

Независимо от размера монитора, оптимальным для зрения является его работа при «родном» разрешении . Отображение картинки с меньшим количеством пикселей сводится к интерполяции изображения и неизбежной потере четкости. При этом следует иметь в виду, что мониторы с большим разрешением нуждаются и в более мощной видеокарте . Кроме того, все элементы изображения будут выглядеть на них мельче, чем на экране с меньшей плотностью пикселей.

Расстояние до монитора

Учитывая особенности строения человеческого глаза, комфортно воспринимается картинка при максимальном отклонении взгляда от перпендикуляра порядка 18—20 градусов. Другими словами, края экрана должны быть видны под углом до 36 - 40 градусов . С другой стороны, нормальный глаз уже не различает объекты с размерами меньше одной угловой минуты. Поэтому рекомендуемое безопасное для глаз расстояние до монитора лежит в пределах от полутора до двух его диагоналей .

Поделиться