UML-диаграмма. Виды диаграмм UML

Особенности изображения диаграмм языка UML

Для диаграмм языка UML существуют три типа визуальных графических обозначений, которые важны с точки зрения заключенной в них информации:

· Геометрические фигуры на плоскости, играющие роль вершин графов соответствующих диаграмм. При этом сами геометрические фигуры выступают в роли графических примитивов языка UML, а форма этих фигур (прямоугольник, эллипс) должна строго соответствовать изображению отдельных элементов языка UML (класс, вариант использования, состояние, деятельность). Графические примитивы языка UML имеют фиксированную семантику, переопределять которую пользователям не допускается. Графические примитивы должны иметь собственные имена, а, возможно, и другой текст, который содержится внутри границ соответствующих геометрических фигур или, как исключение, вблизи этих фигур.

· Графические взаимосвязи, которые представляются различными линиями на плоскости. Взаимосвязи в языке UML обобщают понятие дуг и ребер из теории графов, но имеют менее формальный характер и более развитую семантику.

· Специальные графические символы, изображаемые вблизи от тех или иных визуальных элементов диаграмм и имеющие характер дополнительной спецификации (украшений).

Все диаграммы в языке UML изображаются с использованием фигур на плоскости. Отдельные элементы – с помощью геометрических фигур, которые могут иметь различную высоту и ширину с целью размещения внутри них других конструкций языка UML. Наиболее часто внутри таких символов помещаются строки текста, которые уточняют семантику или фиксируют отдельные свойства соответствующих элементов языка UML. Информация, содержащаяся внутри фигур, имеет значение для конкретной модели проектируемой системы, поскольку регламентирует реализацию соответствующих элементов в программном коде.

Пути представляют собой последовательности из отрезков линий, соединяющих отдельные графические символы. При этом концевые точки отрезков линий должны обязательно соприкасаться с геометрическими фигурами, служащими для обозначения вершин диаграмм, как принято в теории графов. С концептуальной точки зрения путям в языке UML придается особое значение, поскольку это простые топологические сущности. Отдельные части пути или сегменты могут не существовать вне содержащего их пути. Пути всегда соприкасаются с другими графическими символами на обеих границах соответствующих отрезков линий, т.е. пути не могут обрываться на диаграмме линией, которая не соприкасается ни с одним графическим символом. Как отмечалось выше, пути могут иметь в качестве окончания или терминатора специальную графическую фигуру – значок, который изображается на одном из концов линий.



Дополнительные значки или украшения представляют собой графические фигуры фиксированного размера и формы. Они не могут увеличивать свои размеры, чтобы разместить внутри себя дополнительные символы. Значки размещаются как внутри других графических конструкций, так и вне их. Примерами значков могут служить окончания связей элементов диаграмм или графические обозначения кванторов видимости атрибутов и операций классов.

Диаграмма кооперации

Диаграммы кооперации предназначены для описания динамических аспектов моделируемой системы. Обычно они применяются для того, чтобы:

· показать набор взаимодействующих объектов в реальном окружении "с высоты птичьего полета";

· распределить функциональность между классами, основываясь на результатах изучения динамических аспектов системы;

· описать логику выполнения сложных операций, особенно в тех случаях, когда один объект взаимодействует еще с несколькими объектами;

· изучить роли, выполняемые объектами внутри системы, а также отношения между объектами, в которые они вовлекаются, выполняя эти роли.

Говоря о диаграммах кооперации, часто упоминают два "уровня" таких диаграмм:

· уровень экземпляров (примеров, Instance-Level): отображает взаимодействия между объектами (экземплярами классов); такая диаграмма обычно создается, чтобы исследовать внутреннее устройство объектно-ориентированной системы.

· уровень спецификации (Specification-Level): используется для изучения ролей, исполняемых в системе основными классами.

Она показывает взаимодействие между объектами, которое осуществляется путем посылки и приема сообщений.



Диаграмма компонентов

Компоненты связываются через зависимости, когда соединяется требуемый интерфейс одного компонента с имеющимся интерфейсом другого компонента. Таким образом иллюстрируются отношения клиент-источник между двумя компонентами.

Зависимость показывает, что один компонент предоставляет сервис, необходимый другому компоненту. Зависимость изображается стрелкой от интерфейса или порта клиента к импортируемому интерфейсу.

Основной тип сущностей на диаграмме компонентов ‒ это сами компоненты 1, а также интерфейсы 2, посредством которых указывается взаимосвязь между компонентами. На диаграмме компонентов применяются следующие отношения:

· реализации между компонентами и интерфейсами (компонент реализует интерфейс);

· зависимости между компонентами и интерфейсами (компонент использует интерфейс) 3.

Диаграмма развертывания

Диаграмма развертывания предназначена для визуализации элементов и компонентов программы, существующих лишь на этапе ее исполнения (runtime). При этом представляются только компоненты-экземпляры программы, являющиеся исполняемыми файлами или динамическими библиотеками. Те компоненты, которые не используются на этапе исполнения, на диаграмме развертывания не показываются. Так, компоненты с исходными текстами программ могут присутствовать только на диаграмме компонентов. На диаграмме развертывания они не указываются.

Диаграмма развертывания содержит графические изображения процессоров, устройств, процессов и связей между ними. В отличие от диаграмм логического представления, диаграмма развертывания является единой для системы в целом, поскольку должна всецело отражать особенности ее реализации. Разработка диаграммы развертывания, как правило, является последним этапом спецификации модели программной системы.

При разработке диаграммы развертывания преследуют следующие цели:

· определить распределение компонентов системы по ее физическим узлам;

· показать физические связи между всеми узлами реализации системы на этапе ее исполнения;

· выявить узкие места системы и реконфигурировать ее топологию для достижения требуемой производительности.

15.2. Назначение и состав диаграммы компонентов

Диаграмма компонентов позволяет определить состав программных компонентов, в роли которых может выступать исходный, бинарный и исполняемый код, а также установить зависимости между ними.

При разработке диаграмм компонентов преследуются цели:

Спецификация общей структуры исходного кода системы;

Спецификация исполнимого варианта системы.

Данная диаграмма обеспечивает согласованный переход от логического к физическому представлению системы в виде программных компонентов. Одни компоненты могут существовать только на этапе компиляции программного кода, другие – на этапе его исполнения. Основными элементами диаграммы являются компоненты, интерфейсы и зависимости между ними . Кроме этого, на ней могут отображаться ключевые классы, входящие в компоненты.

Компонент (англ. component) – это физическая часть системы. Компоненты, представляющие собой файлы с исходным кодом классов, библиотеки, исполняемые модули и т.п., которые должны обладать согласованным набором интерфейсов. Для их графического представления используются следующие графические символы.

Рис. 15.2. Примеры компонентов

Внутри прямоугольника записывается имя компонента и, возможно, некоторая дополнительная информация в виде помеченного значения.

Компоненты могут иметь следующие стандартные стереотипы:

- «file» – любой файл, кроме таблицы:

o «executable» – программа (исполняемый файл);

o «library» – статическая или динамическая библиотека;

o «source» – файл с исходным текстом программы;

o «document» – остальные файлы (например, файл справки);

- «table» – таблица базы данных.

Внутри компонента, как и класса, могут быть выделены дополнительные секции, в которых указываются предоставляемые (provided) или необходимые для работы (required) интерфейсы и классы, методы (operations), наименование файла-компонента (artifacts) и т.п.

Рис. 15.3. Компонент с секциями

Интерфейс (англ. interface) – это внешне видимый, именованный набор операций, который класс, компонент или подсистема может предоставить другому классу, компоненту или подсистеме, для выполнения им своих функций. В некоторых языках программирования, в частности в Java, интерфейс представляет собой отдельный класс, включаемый и реализуемый (конкретизируемый) в части программного кода операций в составе других классов. На диаграмме компонентов интерфейс отображается так же, как и на (слева от компонента необходимые для работы интерфейсы, справа - предоставляемые).

Рис. 15.4. Способы отображения интерфейсов

Отношение ассоциации отображается между компонентами и их интерфейсами. Отношение зависимости означает зависимость реализации одних компонентов от реализации других. Такое возможно в следующих случаях:

В методах классов одного компонента (зависимого) осуществляется вызов методов или обращение к атрибутам классов другого компонента (независимого);

Компонент состоит из других компонентов (например, при сборке исполняемого файла из файлов с исходными кодами);

Компонент осуществляет чтение или запись данных в другой компонент;

Связь между таблицами БД;

Ввиду многоцелевого назначения диаграммы компонентов при ее разработке следует придерживаться следующих правил и рекомендаций .

1. Перед разработкой диаграмм компонентов необходимо решить, из каких физических частей (файлов) будет состоять программная система. При этом должно быть решено две задачи – распределение классов по файлам исходных кодов и по подсистемам. В последнем случае может помочь распределение классов по специализированным (функционально-ориентированным на предметную область) пакетам. На этом этапе следует обратить внимание на такую реализацию системы, которая обеспечивала бы возможность повторного использования кода за счет рациональной декомпозиции системы, т. е. минимизировать количество связей между компонентами.

2. При спецификации общей структуры исходного кода системы необходимо учитывать специфику языка программирования, с помощью которого реализуются компоненты. В частности в Java рекомендуется отдельный класс описывать в отдельном файле, несмотря на то, что язык позволяет описывать несколько классов в одном файле и использовать механизм внутренних классов. Диаграмма компонентов, применяемая для рассматриваемой цели, изображена на следующем рисунке.

Рис. 15.5. Фрагмент диаграммы компонентов, специфицирующей структуру исходного кода

Диаграмма на рис. 15.5 показывает состав классов (файлов), из которых состоит исполняемый компонент iskraPUT.jar, а также зависимости между классами.

3. Для спецификации исполнимого варианта системы необходимо иметь в наличии предварительную топологию системы, т. е. набросок . Для каждого узла в сети может быть построена диаграмма компонентов, определяющая набор файлов, необходимых для работы подсистемы (подсистем) на отдельном рабочем месте.

Рис. 15.6. Пример диаграммы компонентов, специфицирующей состав компонентов на рабочем месте пользователя

4. На диаграмме могут быть представлены отношения зависимости между компонентами и включенными в них классами. Эта информация имеет важное значение для обеспечения согласованности между логическим и физическим представлениями системы. В этом случае зависимость можно показать двумя способами:

Классы показать отдельно от компонента и связать компонент с каждым классом отношением зависимости. Например, на рис. 15.5 вместо компонентов с расширением «java» показать соответствующие им классы;

Классы отобразить внутри символа компонента.

6. Для наглядного отображения специфики компонентов можно вместо стандартного символа компонента со строковым стереотипом внутри использовать графические стереотипы.

Показать разбиение программной системы на структурные компоненты и связи (зависимости) между компонентами.

В качестве физических компонент могут выступать файлы, библиотеки, модули, исполняемые файлы, пакеты и т. п.

План действий

После ознакомления с разделами («Пример», «Применение») вы можете попробовать свои силы в самостоятельном составлении диаграмм компонентов.

Как применять метод проектирования

Диаграммы компонентов следует применять, когда система разделяется на компоненты и надо показать их взаимоотношения посредством интерфейсов или схему компонентов в низкоуровневой структуре системы.

Пример использования

В объектно-ориентированном сообществе идут дебаты о том, в чем состоит различие между компонентом и обычным классом . Мы не станем обсуждать здесь этот спорный вопрос, но покажем нотацию языка UML, используемую, чтобы отличить их друг от друга.

В UML 1 был отдельный символ для компонента (рис. 14.1). В UML 2 этого значка нет, но можно обозначить прямоугольник класса похожим значком. Или можно воспользоваться ключевым словом «component » (компонент ).

Кроме этого значка компоненты не принесли с собой никаких новых обозначений. Компоненты связываются между собой с помощью предоставляемых или требуемых интерфейсов, при этом шарово-гнездовая нотация обычно применяется только на диаграммах классов. Можно также разбивать компоненты на части с помощью диаграмм составных структур.

На рис. 14.2 показан пример простой диаграммы компонентов. В этом примере компонент Till (Касса) может взаимодействовать с компонентом Sales Server (Сервер продаж) с помощью интерфейса sales message (Сообщение о продажах). Поскольку сеть ненадежна, то компонент Message Queue (Очередь сообщений) установлен так, чтобы касса могла общаться с сервером, когда сеть работает, и разговаривать с очередью сообщений, когда сеть отключена. Тогда очередь сообщений сможет поговорить с сервером, когда сеть снова станет доступной. В результате очередь сообщений предоставляет интерфейс для разговора с кассой, и требует такой же интерфейс для разговора с сервером. Сервер разделен на два основных компонента: Transaction Processor (Процессор транзакций) реализует интерфейс сообщений, а Accounting Driver (Драйвер счетов) общается с Accounting System (Система ведения счетов) .

Вопрос о сущности компонента является предметом бесконечных споров. Вот одно из наиболее продуманных суждений, обнаруженных нами:

Компоненты – это не технология. Технические специалисты считают их трудными для понимания. Компоненты – это скорее стиль отношения клиентов к программному обеспечению. Они хотят иметь возможность покупать необходимое им программное обеспечение частями, а также иметь возможность обновлять его, как они обновляют свою стереосистему. Они хотят, чтобы новые компоненты работали так же, как и прежние, и обновлять их согласно своим планам, а не по указанию производителей. Они хотят, чтобы системы различных производителей могли работать вместе и были взаимозаменяемыми. Это очень разумные требования. Одна загвоздка: их трудно выполнить.
Ральф Джонсон (Ralph Johnson), http://www.c2.com/cgi/wiki?DoComponentsExist

Важно то, что компоненты представляют элементы, которые можно независимо друг от друга купить и обновить. В результате разделение системы на компоненты является в большей мере маркетинговым решением, чем техническим. Прекрасное руководство по данному вопросу представляет книга Хохмана . Она также напоминает о том, что следует остерегаться разделения системы на слишком мелкие компоненты, поскольку очень большим количеством компонентов трудно управлять, особенно когда производство версий поднимает свою уродливую голову; отсюда пошло выражение «ад DLL» или «dll hell» . В ранних версиях языка UML компоненты применялись для представления физических структур, таких как DLL. Теперь это не актуально; в настоящее время эта задача решается при помощи артефактов (artifacts ).

Подписывайтесь на новости сайта, форму подписки вы можете найти в правой колонке сайта.

Если вы хотите научиться работать на фрилансе профессионально, приглашаем на курс « ».

Диаграмма компонентов, в отличие от ранее рассмотренных диаграмм, описывает особенности физического представления системы. Диагра́мма компоне́нтов, Component diagram - статическая структурная диаграмма, показывает разбиение программной системы на структурные компоненты и связи (зависимости) между компонентами.

Таким образом иллюстрируются отношения клиент-источник между двумя компонентами. После ознакомления с разделами («Пример», «Применение») вы можете попробовать свои силы в самостоятельном составлении диаграмм компонентов. В объектно-ориентированном сообществе идут дебаты о том, в чем состоит различие между компонентом и обычным классом. В UML 1 был отдельный символ для компонента (рис. 14.1). В UML 2 этого значка нет, но можно обозначить прямоугольник класса похожим значком.

Кроме этого значка компоненты не принесли с собой никаких новых обозначений. Компоненты связываются между собой с помощью предоставляемых или требуемых интерфейсов, при этом шарово-гнездовая нотация обычно применяется только на диаграммах классов.

В этом примере компонент Till (Касса) может взаимодействовать с компонентом Sales Server (Сервер продаж) с помощью интерфейса sales message (Сообщение о продажах). Вопрос о сущности компонента является предметом бесконечных споров. Компоненты – это не технология. Компоненты – это скорее стиль отношения клиентов к программному обеспечению. Они хотят, чтобы новые компоненты работали так же, как и прежние, и обновлять их согласно своим планам, а не по указанию производителей.

Важно то, что компоненты представляют элементы, которые можно независимо друг от друга купить и обновить. В результате разделение системы на компоненты является в большей мере маркетинговым решением, чем техническим.

В ходе проектирования архитектором или опытным программистом создается проектная документация, включающая текстовые описания, диаграммы, модели будущей программы. UML - является графическим языком для визуализации, описания параметров, конструирования и документирования различных систем (программ в частности).

Диаграмма классов служит для представления статической структуры модели системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования. С этой точки зрения диаграмма классов является дальнейшим развитием концептуальной модели проектируемой системы. Для моделирования взаимодействия объектов в языке UML используются соответствующие диаграммы взаимодействия.

На диаграмме кооперации в виде прямоугольников изображаются участвующие во взаимодействии объекты, содержащие имя объекта, его класс и, возможно, значения атрибутов. В отличие от диаграммы последовательности, на диаграмме кооперации изображаются только отношения между объектами, играющими определенные роли во взаимодействии. При этом представляются только компоненты-экземпляры программы, являющиеся исполнимыми файлами или динамическими библиотеками.

Эта диаграмма, по сути, завершает процесс ООАП для конкретной программной системы и ее разработка, как правило, является последним этапом спецификации модели. И способствуют этому несколько специальных техник (Scrum of scrums, компонентные команды, участие архитектора в роли Product owner’а). Это и есть развитие реальной системы.

И в этом нет ничего необычного и неверного. Компоненты программных систем, их разновидности. Все рассмотренные ранее диаграммы отражали концептуальные и логические аспекты построения модели системы. С тем чтобы пояснить отличие логического и физического представлений, необходимо в общих чертах рассмотреть процесс разработки программной системы.

3.4.3. Применение диаграмм компонентов и размещения

При этом уже в тексте программы предполагается организация программного кода, определяемая синтаксисом языка программирования и предполагающая разбиение исходного кода на отдельные модули. А это возможно, только если программный код системы будет реализован в форме исполняемых модулей, библиотек классов и процедур, стандартных графических интерфейсов, файлов баз данных.

Диаграмма компонентов и особенности ее построения

Для представления физических сущностей в языке UML применяется специальный термин – компонент. Компонент (component) - физически существующая часть системы, которая обеспечивает реализацию классов и отношений, а также функционального поведения моделируемой программной системы.

Дополнительно компонент может иметь текстовый стереотип и помеченные значения, а некоторые компоненты – собственное графическое представление. Компонентом может быть исполняемый код отдельного модуля, командные файлы или файлы, содержащие интерпретируемые скрипты.

В разработке диаграмм компонентов участвуют как системные аналитики и архитекторы, так и программисты. UML компоненты и стереотипы. Диаграмма развертывания предназначена для визуализации элементов и компонентов программы, существующих лишь на этапе ее исполнения (runtime). Можно также разбивать компоненты на части с помощью диаграмм составных структур. Данный раздел посвящен сразу двум диаграммам: компонентов и размещения, для которых можно использовать обобщающее название ‒ диаграммы реализации.

Все рассмотренные ранее диаграммы отражали концептуальные аспекты построения модели системы и относились к логическому уровню представления. Особенность логического представления заключается в том, что оно оперирует понятиями, которые не имеют самостоятельного материального воплощения. Другими словами, различные элементы логического представления, такие как классы, ассоциации, состояния, сообщения, не существуют материально или физически. Они лишь отражают наше понимание структуры физической системы или аспекты ее поведения.

Основное назначение логического представления состоит в анализе структурных и функциональных отношений между элементами модели системы. Однако для создания конкретной физической системы необходимо некоторым образом реализовать все элементы логического представления в конкретные материальные сущности. Для описания таких реальных сущностей предназначен другой аспект модельного представления, а именно физическое представление модели.

Чтобы пояснить отличие логического и физического представлений, рассмотрим в общих чертах процесс разработки некоторой программной системы. Ее исходным логическим представлением могут служить структурные схемы алгоритмов и процедур, описания интерфейсов и концептуальные схемы баз данных. Однако для реализации этой системы необходимо разработать исходный текст программы на некотором языке программирования (C++, Pascal, Basic/VBA, Java). При этом уже в тексте программы предполагается такая организация программного кода, которая предполагает его разбиение на отдельные модули.

Тем не менее исходные тексты программы еще не являются окончательной реализацией проекта, хотя и служат фрагментом его физического представления. Очевидно, программная система может считаться реализованной в том случае, когда она будет способна выполнять функции своего целевого предназначения. А это возможно, только если программный код системы будет реализован в форме исполняемых модулей, библиотек классов и процедур, стандартных графических интерфейсов, файлах баз данных. Именно эти компоненты являются необходимыми элементами физического представления системы.

Таким образом, полный проект программной системы представляет собой совокупность моделей логического и физического представлений, которые должны быть согласованы между собой. В языке UML для физического представления моделей систем используются так называемые диаграммы реализации (implementation diagrams), которые включают в себя две отдельные канонические диаграммы: диаграмму компонентов и диаграмму развертывания. Особенности построения первой из них рассматриваются в этой главе, а второй – в следующей.

Диаграмма компонентов, в отличие от ранее рассмотренных диаграмм, описывает особенности физического представления системы. Диаграмма компонентов позволяет определить архитектуру разрабатываемой системы, установив зависимости между программными компонентами, в роли которых может выступать исходный, бинарный и исполняемый код. Во многих средах разработки модуль или компонент соответствует файлу. Пунктирные стрелки, соединяющие модули, показывают отношения взаимозависимости, аналогичные тем, которые имеют место при компиляции исходных текстов программ. .Основными графическими элементами диаграммы компонентов являются компоненты, интерфейсы и зависимости между ними.

Диаграмма компонентов разрабатывается для следующих целей:

Визуализации общей структуры исходного кода программной системы.

Спецификации исполнимого варианта программной системы.

Обеспечения многократного использования отдельных фрагментов программного кода.

Представления концептуальной и физической схем баз данных.

В разработке диаграмм компонентов участвуют как системные аналитики и архитекторы, так и программисты. Диаграмма компонентов обеспечивает согласованный переход от логического представления к конкретной реализации проекта в форме программного кода. Одни компоненты могут существовать только на этапе компиляции программного кода, другие – на этапе его исполнения. Диаграмма компонентов отражает общие зависимости между компонентами, рассматривая последние в качестве классификаторов.

10.1. Компоненты

Для представления физических сущностей в языке UML применяется специальный термин – компонент (component). Компонент реализует некоторый набор интерфейсов и служит для общего обозначения элементов физического представления модели. Для графического представления компонента может использоваться специальный символ – прямоугольник со вставленными слева двумя более мелкими прямоугольниками (рис. 10.1). Внутри объемлющего прямоугольника записывается имя компонента и, возможно, некоторая дополнительная информация. Изображение этого символа может незначительно варьироваться в зависимости от характера ассоциируемой с компонентом информации.

В метамодели языка UML компонент является потомком классификатора. Он предоставляет организацию в рамках физического пакета ассоциированным с ним элементам модели. Как классификатор, компонент может иметь также свои собственные свойства, такие как атрибуты и операции.

Рис. 10.1. Графическое изображение компонента в языке UML

Так, в первом случае (рис. 10.1, а) с компонентом уровня экземпляра связывается только его имя, а во втором (рис. 10.1, б) – дополнительно имя пакета и помеченное значение.

Имя компонента

Имя компонента подчиняется общим правилам именования элементов модели в языке UML и может состоять из любого числа букв, цифр и некоторых знаков препинания. Отдельный компонент может быть представлен на уровне типа или на уровне экземпляра. Хотя его графическое изображение в обоих случаях одинаковое, правила записи имени компонента несколько отличаются. Если компонент представляется на уровне типа, то в качестве его имени записывается только имя типа с заглавной буквы.

Если же компонент представляется на уровне экземпляра, то в качестве его имени записывается <имя компонента ":" имя типаХ При этом вся строка имени подчеркивается.

В качестве простых имен принято использовать имена исполняемых файлов (с указанием расширения ехе после точки-разделителя), имена динамических библиотек (расширение dll), имена Web-страниц (расширение html), имена текстовых файлов (расширения txt или doc) или файлов справки (hip), имена файлов баз данных (DB) или имена файлов с исходными текстами программ (расширения h, cpp для языка C++, расширение Java для языка Java), скрипты (pi, asp) и др.

Поскольку конкретная реализация логического представления модели системы зависит от используемого программного инструментария, то и имена компонентов будут определяться особенностями синтаксиса соответствующего языка программирования.

В отдельных случаях к простому имени компонента может быть добавлена информация об имени объемлющего пакета и о конкретной версии реализации данного компонента (рис. 10.1, б). Необходимо заметить, что в этом случае номер версии записывается как помеченное значение в фигурных скобках. В других случаях символ компонента может быть разделен на секции, чтобы явно указать имена реализованных в нем интерфейсов. Такое обозначение компонента называется расширенным и рассматривается ниже в этой главе.

Виды компонентов

Поскольку компонент как элемент физической реализации модели представляет отдельный модуль кода, иногда его комментируют с указанием дополнительных графических символов, иллюстрирующих конкретные особенности его реализации. Строго.говоря, эти дополнительные обозначения для примечаний не специфицированы в языке UML. Однако их применение упрощает понимание диаграммы компонентов, существенно повышая наглядность физического представления. Некоторые из таких общепринятых обозначений для компонентов изображены ниже (рис. 10.2).

В языке UML выделяют три вида компонентов.

Во-первых, компоненты развертывания, которые обеспечивают непосредственное выполнение системой своих функций. Такими компонентами могут быть динамически подключаемые библиотеки с расширением dll (рис. 10.2, а), Web-страницы на языке разметки гипертекста с расширением html (рис. 10.2, б) и файлы справки с расширением Ыр (рис. 10.2, в).

Во-вторых, компоненты-рабочие продукты. Как правило – это файлы с исходными текстами программ, например, с расширениями h или срр для языка C++ (рис. 10.2, г).

В-третьих, компоненты исполнения, представляющие исполнимые модули – файлы с расширением ехе. Они обозначаются обычным образом.


Рис. 10.2. Варианты графического изображения компонентов на диаграмме компонентов

Эти элементы иногда называют артефактами, подчеркивая при этом их законченное информационное содержание, зависящее от конкретной технологии реализации соответствующих компонентов. Более того, разработчики могут для этой цели использовать самостоятельные обозначения, поскольку в языке UML нет строгой нотации для графического представления примечаний.

Другой способ спецификации различных видов компонентов – явное указание стереотипа компонента перед его именем. В языке UML для компонентов определены следующие стереотипы:

Библиотека (library) – определяет первую разновидность компонента, который представляется в форме динамической или статической библиотеки.

Таблица (table) – также определяет первую разновидность компонента, который представляется в форме таблицы базы данных.

Файл (file) – определяет вторую разновидность компонента, который представляется в виде файлов с исходными текстами программ.

Документ (document) – определяет вторую разновидность компонента, . который представляется в форме документа.

Исполнимый (executable) – определяет третий вид компонента, который может исполняться в узле.

10.2. Интерфейсы

Следующим элементом диаграммы компонентов являются интерфейсы. Последние уже неоднократно рассматривались ранее, поэтому здесь будут отмечены те их, особенности, которые характерны для представления на диаграммах компонентов. Напомним, что в общем случае интерфейс графически изображается окружностью, которая соединяется с компонентом отрезком линии без стрелок (рис. 10.3, а). При этом имя интерфейса, которое обязательно должно начинаться с заглавной буквы "I", записывается рядом с окружностью. Семантически линия означает реализацию интерфейса, а наличие интерфейсов у компонента означает, что данный компонент реализует соответствующий набор интерфейсов.


Рис. 10.3. Графическое изображение интерфейсов на диаграмме компонентов

Другим способом представления интерфейса на диаграмме компонентов является его изображение в виде прямоугольника класса со стереотипом «интерфейс» и возможными секциями атрибутов и операций (рис. 10.3, б). Как правило, этот вариант обозначения используется для представления внутренней структуры интерфейса, которая может быть важна для реализации.

При разработке программных систем интерфейсы обеспечивают не только совместимость различных версий, но и возможность вносить существенные изменения в одни части программы, не изменяя другие ее части. Таким образом, назначение интерфейсов существенно шире, чем спецификация взаимодействия с пользователями системы (актерами).

10.3. Зависимости

В общем случае отношение зависимости также было рассмотрено ранее (см. главу 5). Напомним, что зависимость не является ассоциацией, а служит для представления только факта наличия такой связи, когда изменение одного элемента модели оказывает влияние или приводит к изменению другого элемента модели. Отношение зависимости на диаграмме компонентов изображается пунктирной линией со стрелкой, направленной от клиента (зависимого элемента) к источнику (независимому элементу).

Зависимости могут отражать связи модулей программы на этапе компиляции и генерации объектного кода. В другом случае зависимость может отражать наличие в независимом компоненте описаний классов, которые используются в зависимом компоненте для создания соответствующих объектов. Применительно к диаграмме компонентов зависимости могут связывать компоненты и импортируемые этим компонентом интерфейсы, а также различные виды компонентов между собой.

В первом случае рисуют стрелку от компонента-клиента к импортируемому интерфейсу (рис. 10.4). Наличие такой стрелки означает, что компонент не реализует соответствующий интерфейс, а использует его в процессе своего выполнения. Причем на этой же диаграмме может присутствовать и другой компонент, который реализует этот интерфейс. Так, например, изображенный ниже фрагмент диаграммы компонентов представляет информацию о том, что компонент с именем «main.exe» зависит от импортируемого интерфейса I Dialog, который, в свою очередь, реализуется компонентом с именем «image.java». Для второго компонента этот же интерфейс является экспортируемым.


Рис. 10.4. Фрагмент диаграммы компонентов с отношением зависимости

Заметим, что изобразить второй компонент с именем «image.java» в форме варианта примечания нельзя именно в силу того факта, что этот компонент реализует интерфейс.

Другим случаем отношения зависимости на диаграмме компонентов является отношение между различными видами компонентов (рис. 10.5). Наличие подобной зависимости означает, что внесение изменений в исходные тексты программ или динамические библиотеки приводит к изменениям самого компонента. При этом характер изменений может быть отмечен дополнительно.


Рис. 10.5. Графическое изображение отношения зависимости между компонентами

Наконец, на диаграмме компонентов могут быть представлены отношения зависимости между компонентами и реализованными в них классами. Эта информация имеет важное значение для обеспечения согласования логического и физического представлений модели системы. Разумеется, изменения в структуре описаний классов могут привести к изменению компонента. Ниже приводится фрагмент зависимости подобного рода, когда некоторый компонент зависит от соответствующих классов.

Рис. 10.6. Графическое изображение зависимости между компонентом и классами

Следует заметить, что в данном случае из диаграммы компонентов не следует, что классы реализованы этим компонентом. Если требуется подчеркнуть, что некоторый компонент реализует отдельные классы, то для обозначения компонента используется расширенный символ прямоугольника. При этом прямоугольник компонента делится на две секции горизонтальной линией. Верхняя секция служит для записи имени компонента, а нижняя секция – для указания дополнительной информации (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Графическое изображение компонента с дополнительной информацией о реализуемых им классах

Внутри символа компонента могут изображаться другие элементы графической нотации, такие как классы (компонент уровня типа) или объекты (компонент уровня экземпляра). В этом случае символ компонента изображается таким образом, чтобы вместить эти дополнительные символы. Так, например, изображенный ниже компонент (рис. 10.8) является экземпляром и реализует три отдельных объекта.

Рис. 10.8. Графическое изображение компонента уровня экземпляра, реализующего отдельные объекты

Объекты, которые находятся в отдельном компоненте-экземпляре, изображаются вложенными в символ данного компонента. Подобная вложенность означает, что выполнение компонента влечет выполнение соответствующих объектов. Другими словами, существование компонента в течение времени исполнения программы обеспечивает существование, а возможно, и доступ всех вложенных в него объектов. Что касается доступа к этим объектам, то он может быть дополнительно специфицирован с помощью квантификаторов видимости, подобно видимости пакетов. Содержательный смысл видимости может отличаться для различных видов пакетов.

Так, для компонентов с исходным текстом программы видимость может означать возможность внесения изменений в соответствующие тексты программ с их последующей перекомпиляцией. Для компонентов с исполняемым кодом программы видимость может характеризовать возможность запуска на исполнение соответствующего компонента или вызова реализованных в нем операций или методов.

Разработка диаграммы компонентов предполагает использование информации как о логическом представлении модели системы, так и об особенностях ее физической реализации. До начала разработки необходимо принять решения о выборе вычислительных платформ и операционных систем, на которых предполагается реализовывать систему, а также о выборе конкретных баз данных и языков программирования.

После этого можно приступать к общей структуризации диаграммы компонентов. В первую очередь, необходимо решить, из каких физических частей (файлов) будет состоять программная система. На этом этапе следует обратить внимание на такую реализацию системы, которая обеспечивала бы не только возможность повторного использования кода за счет рациональной декомпозиции компонентов, но и создание объектов только при их необходимости.

Речь идет о том, что общая производительность программной системы существенно зависит от рационального использования ею вычислительных ресурсов. Для этой цели необходимо большую часть описаний классов, их операций и методов вынести в динамические библиотеки, оставив в исполняемых компонентах только самые необходимые для инициализации программы фрагменты программного кода.

После общей структуризации физического представления системы необходимо дополнить модель интерфейсами и схемами базы данных. При разработке интерфейсов следует обращать внимание на согласование (стыковку) различных частей программной системы. Включение в модель схемы базы данных предполагает спецификацию отдельных таблиц и установление информационных связей между таблицами.

Наконец, завершающий этап построения диаграммы компонентов связан с установлением и нанесением на диаграмму взаимосвязей между компонентами, а также отношений реализации. Эти отношения должны иллюстрировать все важнейшие аспекты физической реализации системы, начиная с особенностей компиляции исходных текстов программ и заканчивая исполнением отдельных частей программы на этапе ее выполнения. Для этой цели можно использовать различные виды графического изображения компонентов.

При разработке диаграммы компонентов следует придерживаться общих принципов создания моделей на языке UML. В частности, в первую очередь необходимо использовать уже имеющиеся в языке UML компоненты и стереотипы. Для большинства типовых проектов этого набора элементов может оказаться достаточно для представления компонентов и зависимостей между ними.

Если же проект содержит некоторые физические элементы, описание которых отсутствует в языке UML, то следует воспользоваться механизмом расширения. В частности, использовать дополнительные стереотипы для отдельных нетиповых компонентов или помеченные значения для уточнения их отдельных характеристик.

В заключение следует обратить внимание, что диаграмма компонентов, как правило, разрабатывается совместно с диаграммой развертывания, на которой представляется информация о физическом размещении компонентов программной системы по ее отдельным узлам. Особенности построения диаграммы развертывания будут рассмотрены в следующей главе.

Примечания:

Примечание 7

В рассмотренном выше примере использовалась одна из принятых нотаций в некоторых языках программирования (например, в Object Pascal) для обозначения принадлежности метода тому или иному классу. В соответствии с этой нотацией, вначале указывается имя класса, в котором определен метод, а затем через точку имя самого метода. Если метод определен в некотором подклассе, то должна быть указана вся цепочка классов, начиная с наиболее общего из них. При этом характерным признаком метода является пара скобок, которые используются для указания списка аргументов или формальных параметров данного метода.

Примечание 72

Применительно к бизнес-системам программные компоненты следует понимать в более широком смысле, чтобы иметь возможность моделирования бизнес-процессов. В этом случае в качестве компонентов рассматриваются отдельные организационные подразделения (отделы, службы) или документы, которые реально существуют в системе.

Примечание 73

Изображение компонента ведет свое происхождение от обозначения модуля программы, применявшегося некоторое время для отображения особенностей инкапсуляции данных и процедур. Так, верхний маленький прямоугольник концептуально ассоциируется с данными, которые реализует этот компонент (ранее он изображался в форме овала). Нижний маленький прямоугольник ассоциируется с операциями или методами, реализуемыми компонентом. В простых случаях имена данных и методов записывались явно в этих маленьких прямоугольниках, однако в языке UML они не указываются.

Примечание 74

Хотя правила именования объектов в языке UML требуют подчеркивания имени отдельных экземпляров, применительно к компонентам в литературе подчеркивание их имени часто опускают. В этом случае запись имени компонента со строчной буквы будет характеризовать компонент уровня экземпляра.

Примечание 75

Характер использования интерфейсов отдельными компонентами может отличаться. Поэтому различают два способа связи интерфейса и компонента. Если компонент реализует некоторый интерфейс, то такой интерфейс называют экспортируемым, поскольку этот компонент предоставляет его в качестве сервиса другим компонентам. Если же компонент использует некоторый интерфейс, который реализуется другим компонентом, то такой интерфейс для первого компонента называется импортируемым. Особенность импортируемого интерфейса состоит в том, что на диаграмме компонентов это отношение изображается с помощью зависимости.

Поделиться