Dynamic photo HDR и Photomatix Pro. Самые известные программы для создания HDR изображений

Всё чаще меня спрашивают, как я получаю такие HDR-фотографии и почему у меня такой странный "алгоритм" обработки. Решил сделать отдельную тему, в которой постараюсь ответить на эти вопросы.

1. Теория

Что такое HDR и зачем он нужен?

HDR - High Dynamic Range , или по русски Широкий Динамический Охват . Dynamic Range измеряется в "экспозиционных ступенях " (EV ). Сдвиг экспозиции на 1 EV означает изменение количества света, попавшего на плёнку или цифровую матриуц, в 2 раза. Например, если вычисленные камерой параметры съёмки равны 1/50 сек (выдержка) и f/8 (диафрагма), то экспокоррекция +1 eV приведёт к съёмке с параметрами 1/25 сек и f/8 в режиме приоритета диафрагмы или 1/50 сек и f/5,6 в режиме приоритета выдержки.

Очень часто я вижу фотографии с выбитыми светами и провальными тенями и почти всегда Авторы этих фото утверждают, что "так оно и было ". Проблема в том, что динамический диапазон (ДД ) человеческого глаза (возможностью видеть одновременно детали как в светах, так и тенях) составляет (у разных людей по разному) примерно 20 ступеней, что значительно превышает ДД сенсоров цифровых камер.



Как не печально, но ДД у Canon "ов немного отстаёт от Nikon "ов. В принципе это не "смертельно", если для HDR"a снимать несколько кадров, что обычно и делается. Но, имея камеру с широким ДД можно получить довольно качественный псевдо-HDR из одного кадра и подтверждением тому могут послужить хотя бы пара моих последних кадров из Праги.

Зачем нужен HDR? Затем, что бы фото было таким, как снятую сцену видели глаза фотографа, т.е. были видны детали как в самых светлых участках, так и в самых тёмных.

У HDR"a есть и поклонники и противники... кому-то такие фотографии нравятся, а кому-то нет. На мой взгляд качественный HDR выглядит шикарно! Несомненные Мэтром в этой области является Trey Ratcliff . Кстати, от рождения он слеп на один глаз, но это ему никак не мешает!

HDR или не HDR - вот в чём вопрос! Если снимаемая сцена имеет большой контраст по светам и теням, то имеет смысл снять несколько фото с разной экспозицией для HDR-сборки. Таким примером может стать ночной город или заброшенные здания. Если же динамический диапазон сцены не большой, то HDR возможно будет лишним.

2. Практика

Что необходимо для создания HDR фото? Необходимо найти интересное место и прихватить штатив если съёмка с рук будет затруднительной из-за длинных выдержек. Многие цифровые камеры могут снимать, так называемый Брекетинг Экспозиции , который позволит снять серию кадров с различной выдержкой, первый (в зависимости от настроек камеры) из которых будет очень тёмным, средний будет нормальным и последний будет очень светлым.

Я где-то читал, что для программ сборки HDR-изображений желательно в распоряжение получить, скажем, 5 кадров брекетинга с шагом в одну ступень, нежели 3 кадра, но с шагом в 2 ступени. Так как шаг экспозиции на моей D800 составляет 1EV, то я обычно снимаю 5 кадров брекетинга.

Тем, кто снимает на Nikon возможно будет интересно посмотреть видео о том, как настроить камеру, которая снимет всю серию брекетинга сама одним лишь нажатием на кнопку спуска. Этот трюк незаменим при съёмки ночью на длинных выдержках - даже если снимать со штатива, то постоянное давление пальца на кнопку спуска при выдержках 20-30 секунд может привести к небольшому сдвигу/дрожанию камеры и испорченному кадру.

Если разброс между светом и тенями большой, то иногда я снимаю по 9 кадров, что бы "захватить" как можно полезной информации, как например на следующих двух фото.

3. Обработка

Тем, кто владеет английским, хочу посоветовать почитать книгу , я в ней много интересного прочитал. Что касается "Какую программу сборки лучше использовать? " - думаю многие согласятся с тем, что Photomatix Pro является лучшей. Фотоматикс может работать как самостоятельно, так и быть плагином для LightRoom "a и Aperture . Большой плюс этой программы - возможность использования пресетов , которых имеется достаточное количество на просторах Интернета .

Попробую описать свой процесс обработки шаг за шагом.

1) Все RAW"ы (если кто-то ещё снимает в JPEG"ах - бросайте это дело и переходите на RAW"ы) импортирую в LightRoom;
2) и выставление одинакового Баланса Белого на все кадры (иногда есть небольшое расхождение ББ);
3) Иногда на некоторых кадрах двигаю ползунки Highlights & Shadows;
4) Отправляю все кадры в Фотоматикс.

Если HDR делался из нескольких кадров и там есть движущие объекты, контролирую на сколько качественно Фотоматикс "подавил призраков" (Ghost removal). Там есть возможность в ручную указать "проблематичные" участки и обычно Фотоматикс "давит призраков" очень хорошо.



5) Там получаю такой результат, который меня устраивает, сохраняю. LightRoom автоматически "цепляет" полученный результат, который практически сразу "отправляется" в Фотошоп;
6) В Фотошопе чищу различный "мусор", правлю геометрию;
7) Очень часто применяю Nik Color Efex Pro -> Tonal Contrast и Darken&Lighten Center ;
8) Часто к небу применяю шумодав Nik Dfine ;
9) Сохраняю и возвращаюсь в LightRoom;
10) "Корректирующие кисти " в LightRoom"e являются очень мощными инструментами локальной коррекции. Поэтому почти всегда конечная доводка кадра у меня происходит в LightRoom"e с помощью корректирующих кистей в различных режимах (затемнение, осветление, Highlights, Shadows, Clarity (как в плюс, так и в минус), Sharpness и Noise). Мне с ними намного проще работать, нежели с корректирующими слоями и масками в Фотошопе.
11) Экспортирую полученный результат (обычно 1400pix по ширине), смотрю его и периодически нахожу какие-нибудь недочёты, возвращаюсь в LightRoom или Фотошоп, устраняю их, экспортирую ещё раз, смотрю и... и часто такой процесс "смотрю-вижу-доделываю" может затянуться надолго, до тех пор, пока меня не будет всё устраивать.
12) Очень часто жду до следующего дня и очень часто на следующий день что-нибудь доделываю.

Ну вот такой у меня процесс обработки фотографий;-)

4. Видеоматериалы

Этот раздел будет интересен тем, кто "дружит" с английским и тем, кто хочет "углубить" свои знания в области HDR. Очень рекомендую посмотреть все видео.


Всем удачных экспериментов в области HDR !!!

Приветствую всех посетителей блога. Сегодня расскажу о создании HDR изображений с высоким динамическим диапазоном. Для начала нужно запастись несколькими (обычно тремя) фото сделанными с различным значением экспозиции. Многие современные камеры предоставляют такую возможность используя во время съемки режим эксповилки (AEB).

Так же возможно получить заготовки снимая со штатива с разными значениями выдержки к примеру 1/16, 1/128 и 1/1000, однако этом материал для несколько другой статьи.

Как бы то не было я «урвал» три кадра необходимые для демонстрации примера (сайт автора доступен по этой ссылке)

Выбираю их в окне содержимого приложения Adobe Bridge и открываю их в модуле Camera Raw, комбинация Ctrl+R, о том как открывать Raw файлы из «бриджа» читайте .

Открытые файлы попадают на «Киноленту» приложения. Используя контекстное меню «киноленты» пункт Select All или комбинацию клавиш Ctrl+A выделю все файлы, затем отдам команду на создание HDR фото Alt+M.

Склеивание HDR

В диалоге предварительного просмотра установлю (по умолчанию она итак установлены) флажки Align Image – позволяющий избавиться от неточностей при совмещении картинок, вызванных колебаниями камеры при съемке, особенно актуально при съемке исходных фото с рук без использования штатива.

Аuto Ton -позволяет получить неплохую отправную точку для дальнейшей работы с цветами изображения. В конце концов если результат окажется неудовлетворительным от установки флажка можно отказаться в любой момент.

Дальше следует настойка Deghost позволяет удалить «фантомные следы» двигающихся объектов более качественно объединить их на снимке. Сила воздействия определяется выбором пунктов выпадающего списка. От отключения функции (off) до максимального воздействия (Higt).

Так как в кадре сеть облака, а они объекты двигающиеся , установлю этот параметр на максимум. Посмотреть область воздействия команды можно включив флажок Show Overlay область будет залита соответствующим цветом выбрать который можно кликнув по его миниатюре. После всех манипуляций можно смело жать на кнопку Merge… Откроется стандартный диалог сохранения операционной системы, где можно указать новое имя файла и место сохранения.

Пройдет немного времени, программа объединит все снимки в HDR изображение миниатюра которого появится на «кинопленке», а само оно будет доступно для редактирования как обычный RAW файл.

Я решил скорректировать точку белого и черного. Двойным кликом при нажатой клавише Shift по черному ползунку выставлю черную точку и такую же операцию проделаю с белым ползунком.

Чуть снижу экспозицию, о настройках экспонирования и контрастности читайте в . Трону настройки четкости + 18, красочности + 29 о применении последней написано .

Немного приглушу цвет неба перейдя HSL/Grayscale нажму комбинацию клавиш Shift+Ctrl+Alt+S это позволит переключиться на коррекцию Насыщенности и одновременно выбрать целевой коррекции. Выбрав синий участок неба проведу инструментом вниз снизив тем самым насыщенность синего на изображении.

Комбинацией Shift+Ctrl+Alt+L переключусь на яркость (luminance) и проделаю такую же операцию по уменьшению яркости. На этом обработку созданного HDR изображения можно считать законченной.

Осталось только сохранить работу используя кнопку или же нажать Dane чтобы сохранить картинку как dng файл, или же продолжит работу над ней в фотошопе, кнопка Open Image как раз для этого случая. Результат моего кропотливого труда перед вами

На этом все надеюсь этот пример найдет применение в вашей работе по подработке фото.

Что нового?

Я доработал это руководство, с целью добавить в него больше особенностей HDR из Фотошопа и объяснить, почему я считаю, что программа Photomatix лучше. Последняя версия Photomatix’s анализирует ваши TIFF файлы и если EXIF информация оказывается у них одинаковая, она спрашивает какие настройки экспозиции имеет каждое изображение. Поэтому вам не придется удалять EXIF. Замечательная функция.
Это руководство было опубликовано в ноябрьском выпуске Professional Photographer . Я считаю, что это официальное подтверждение от того, что технология HDR действительно интересна для фотографов всего мира. HDR позволяет получать хорошо сбалансированные кадры при жестком солнечном свете, или создавать художественные фотографии с великолепными пейзажами.




Цель этого руководства:

Главной целью этого руководства является помощь людям в использовании HDR, для получения фотографий с более высоким динамическим диапазоном, чем у фотографий полученных при простом фотографировании. Я покажу вам как получить из левого кадра правый.


Что такое HDR?

HDR означает «Расширенный динамический диапазон». Используя программное обеспечение такое как Photomatix, вы можете создать изображения с более детализированными яркими участками изображения и тенями, чем в нормальной фотографии сделанной на современную цифровую камеру. Это похоже на старую методику смешивания экспозиции. Взяв небо из одной фотографии а землю из другой и соединить их потом в Photoshop. HDR делает шаг вперед, увеличивая количество деталей на изображении и позволяя тебе делать уникальные фотографии. Вы можете делать это аккуратно, чтобы получить натурально выглядящие фотографии, или подойти к этому творчески и создать очень атмосферные и эмоциональные фотографии. Все зависит лишь от того, какой вы хотите увидеть конечный результат.

Необходимые программы:

RAW конвертор, такой как Aperture, RawShooter, или встроенный в Photoshop. Второе: программа для работы с HDR, я использую Photomatix.

Шаг 1: Исходные изображения

Существует два способа получения исходных изображений для HDR. Вы можете использовать AEB (Автобрекинг экспозиции), отсняв три кадра с разной экспозицией на своей камере, или сделать один снимок в RAW (если камера поддерживает этот формат), а потом используя RAW конвертер получить 3 кадра с разной экспозицией на своем компьютере. Я начну с первого варианта.
Автобрекинг экспозиции (AEB)
Главное преимущество с AEB состоит в том, что вы можете получить лучшие исходные изображения с меньшим количеством шума. Например, закат. Обычно вы получаете RAW файл с темными тенями и при его размножении на компьютере увеличивается количество шума.. С использованием AEB вы получаете отдельное изображение для теней и отдельное с яркими участкам, что позволяет снизить шум до минимума. Неудобства этого подхода –легкие движения камеры и съемка движущихся объектов (они могут быть размазаны, либо перемещаться по кадру). Для начала вы должны иметь камеру с поддержкой режима AEB и штатив. Использование штатива поможет избежать шевеления камеры, что в последствии сделает склейку фото на компьютере идеальной. Найдите в своей камере режим AEB и задайте брекинг равный -2 / +2 ступени.



Это должно выглядеть, как на правой фотографии. Выберете объект съемки, установите камеру и сделайте снимок, как при обычном режиме. Теперь вы видите, что на одном снимке уровень экспозиции опустился до -2, на другом поднялся до +2. Также вы заметите, что скорость затвора и диафрагма изменяются тоже. Теперь мы получили три кадра с разной экспозицией, для теней, сбалансированный и яркими участками, все что нужно для дальнейшего получения HDR изображения.

Использование RAW конвертора

Другой способ получения трех нужных фотографий – это использование одного RAW файла и корректировкой в RAW конверторе. Главное преимущество этого способа, это возможность съемки движущихся объектов (людей, машин….). Недостаток – при использовании сильно темного кадра и попытке повышения экспозиции сильно возрастает шум.

Загрузите вашу фотографию в конвертор, установите брекинг экспозиции на -2 и сохраните в формате 16bit TIFF, без описания тапа съемки и EXIF информации. Это очень ВАЖНО! Если вы сохраните их с информацией EXIF, то увидите что Photomatix опирается на неё для создания HDR, а она одинаковая. Дело в том, что скорость затвора и диафрагма записываемая в EXIF будет одинакова у всех трех кадров и программа не будет знать, где кадр -2, 0 и +2. Установите брекинг экспозиции на 0 и сохраните, установите брекинг экспозиции на +2 и сохраните.



Так выглядит окно программы Aperture. Теперь мы имеем три кадра для создания HDR изображения.

Шаг 2: Генерация HDR изображения

Откройте 3 изображения в Photomatix. Из меню HDRI выберите Generate HDR. Photomatix спросит вас, хотите вы использовать три открытых изображения или загрузить другие. Убедитесь, что выбрано “Use opened images” и нажмите OK. Теперь Photomatix проверяет параметры экспозиции для каждой фотографии. В 9-и из 10-и случаев это проходит правильно, но только он закончит эту операцию лучше проверить правильность. В нашем случае +2, 0, -2. Проверьте, что выбрано “use standard response curve” и нажмите OK. Если вы используя 3 изображения выберете опцию “Align LDR images before generating HDR image”, Photomatix выровняет их для вас. Нажмите OK, через несколько минут вы увидите свое HDR изображение. Оно не будет выглядеть как желанный результат, но все же. Некоторые области будут переэкспонированы, и это выглядит неправильно.

Шаг 3: Tone Mapping

Это - волшебная часть. Использование Tone Mapping в Photomatix приведет ваше HDR изображение в приемлемый вид. Зайдите в меню HDRi и выберете пункт Tone Mapping. Вы увидите, как ваше изображение станет более похожим на стандартное HDR изображение. Небо правильно проэкспонировано, как и земля. Поиграй с корректировками, чтобы получить наиболее сбалансированное изображение. Вы должны быть креативны и подходить к делу с удовольствием, чтобы получить что-то подобное. Делая изображение для этого урока я хотел получить что-то особенное, но в то же время реальное. Я вкратце расскажу о различных функциях.
Luminosity (яркость)
Корректирует яркость теней. Сдвиг ползунка направо увеличивает детализацию теней и освещает изображение. Перемещение налево делает изображение более натуральным. Оптимальное значение зависит от изображения и эффекта, которого Вы хотите достигнуть.
Strength (интенсивность)
Управляет интенсивностью повышения контраста. Значение 100% устанавливает максимальное значение контраста. значение зависит от изображения и эффекта, которого Вы хотите достигнуть.
Color Saturation (насыщенность цвета)
Управляет насыщенностью каналов цвета RGB. Чем больше насыщенность, тем более интенсивен цвет. Значение затрагивает каждый цветной канал одновременно.
White Clip - Black Clip (точки черного и белого)
Из наблюдения за изменениями гистограммы, белой точкой настраивается контраст светлых тонов, а черной темных.
Micro-smoothing (Микросглаживание)
Эту функцию можно назвать «Насколько художественной в хотите сделать своё фото?». В «0» вы можете получить суперстильные HDR изображения с высокой детализацией начиная от стен и заканчивая небом, о существовании которых вы даже не знали. Однако, если вы хотите получить хорошо сбалансированную экспозицию, установите значение 30. В 95% изображение становится с идеальной экспозицией, как будто вы провели часы на обработку его в Photoshop’е. Это замечательное дополнение Photomatix, ведь люди получают полную свободу в использовании программы. Если они хотят хорошую фотографию, с идеальной экспозицией, они могут это сделать лучше, чем при использовании Градиентных фильтров на объектив. Однако, если как я они хотят кое-что немного более уникальное, они могут понизить микросглаживание и получить кое-что драматическое.
Light smoothing (Легкое сглаживание)
Никогда не ставьте ниже 0, поскольку вы получите ужасные результаты.
Microcontrast (Микроконтраст)
Управляет контрастом деталей. Значение по умолчанию (Высоко) - оптимальное значение в большинстве случаев. Однако, эта функция может быть полезным в случае шумного изображения или когда высокий контраст деталей не желателен (например, швы костюме могут стать видимыми, когда контраст деталей очень высок).

Реальные примеры:

Натуральный вид:


Использовались настройки:
Luminosity +8, Strength 25%, Colour Saturation 65%, White Clip 0.220, Black Clip 0.075
Натуральный вид 2:


Использовались настройки:
Luminosity -2, Strength 80%, Colour Saturation 65%, White Clip 2.230, Black Clip 0.490
Быть креативу


Luminosity +5, Strength 75%, Colour Saturation 65%, White Clip 4.305, Black Clip 1.140
Как вы можете видеть, когда вы увеличиваете силу, яркость и отсечение детализация изображения. Вы можете видеть больше деталей у строений и в облаках.

Выводы
Съемка на высоких ISO увеличивает количество шумов изображения. Например, использование ISO100 может произвести к повышению количества шумов до уровня ISO 400. Так что, если Вы используете ISO400, изображение очень шумным. Даже не думайте о ISO800 или 1600, если вы не являетесь отчаянными и имеете сильную методику подавления шумов. Я заметил, что Noiseware не справляется с шумом в HDR, а Noise Ninja помогает. Однако использование Noise Ninja смягчит изображение.
Вокруг людей и строений могут появиться ореолы. Я читал, что это может произойти из-за понижения яркости ниже 0.

Дополнения

Генерирование HDR из одного RAW файла
Используя версию Photomatix, выше 2.3.1 ты можешь получить HDR, загрузив в программу 1 RAW файл. Надо просто выполнить File -> Open и выбрать RAW файл. Photomatix загрузит его и сгенерирует HDR из него. Вам также надо будет настроить Tone Mapping . Я пробовал это, но результаты мне не понравились. Изображение было слишком шумным и имело некоторое искажение в определенных местах. Лучший метод так и остается 3 файла с разной экспозицией.



1 RAW vs 3 RAW’s

В сети существует много разговоров о настоящих HDR изображениях (true HDR). Много людей считают, что HDR из одного RAW файла не является true HDR. Я убедился, что конечный результат зависит от исходных файлов. Если вы хоть раз продавали печатные галереи, то знаете, что покупатель очень трепетно относится к тому, true HDR это или нет. Их действительно беспокоит сколько бит в этом изображении, или количество данных в нем?
Вероятно нет. Они могут спросить из мимолетного интереса, как вы это сделали, это их действительно интересует? Я сомневаюсь в этом. Они возьмут его домой, повесят и будут наслаждаться именно конечным результатом. Это относится по моему мнению к конечной распечатке, не к тому, какой скучный был процесс. Исходя из этого, я решил создать HDR из одного RAW и трех, а потом сравнить результат.


HDR из 1 RAW файла


HDR из 3х RAW файлов
Как вы можете видеть, фотографии очень похожи. Изображение из 3-х RAW более детализовано и имеет лучшие цвета. Стена с правой стороны «сожжена» на фото из 1-го RAW, тоже немного выглядит ненатурально. Так же больше деталей в небе, облака, как и положено, белые, а не серые. Эти недостатки легко исправляются в Photoshop, не тратя на них много времени. Я заметил, что понижение насыщенности цвета в “Tone Mapping” делает снимок лучше. Появилось больше деталей в синих местах, а стена не была так сильно «сожжена». В большей степени эти изображения очень схожи и использование одного RAW произвело достаточно приемлемый результат. Возможно это не true HDR и не LDR, но это великолепная фотография без особых усилий.

Photoshop vs Photomatix

С помощью Photoshop вы можете очень легко сделать HDR из 3-х RAW. Просто нажав File -> Automate -> Merge to HDR. Он спросит, что есть исходными изображениями и сгенерирует HDR. После этого изображение будет выведено на экран, и вы сможете настроить гистограмму так, чтобы изображение не было слишком темное или пересвеченное. Когда вы закончите, выберете Image -> Mode -> 16 or 8 bit и появится следующее диалоговое окно. В свитке выберете “Local Adaption.”. Используя эту настройку вы сможете подкорректировать уровни. Вы должны быть внимательны, потому что можно испортить изображение. Конечным результатом должно быть сбалансированное изображение, готовое для дальнейшей обработки в Photoshop. Результат – вполне натуральная, не выделяясь чем-то особенным, что характерно для HDR изображения.


Вы можете достигнуть подобного результата, используя Photomatix. Преобразуйте RAW файлы в 16bit TIFF и генерируйте HDR, используя это руководство. Единожды задайте в меню Tone Mapping strength в 1, Micro-smoothing в 30, luminosity в 0, light smoothing в 0 и micro-contrast в 0. Изображение будет подобно Photoshop"ному. Я нашел, что результат Photomatix был более ярок в тенях, но это до того, как я запустил “Local Adaption”. Выгода Photomatix перед Photoshop – гораздо больший контроль над конечным результатом. Вы управляете яркостью, микроконтрастом, легким сглаживанием, микросглаживанием, и т.д. Таким образом вы можете получить более интересное изображение, чем в Photoshop. На сколько – зависит от вас.


Как вы видите, они практически одинаковы, но используя особенности Photomatix можно создавать ошеломляющие картины.



HDR from JPGs

Также вы можете получить хороший результат используя 3 JPGs вместо 3 TIFF. Конечно, лучше использовать TIFF, так как он несет в себе больше информации, при желании, использования JPG будет достаточно. Есть определенное различие в использовании JPGs и TIFF. Я предпочитаю как выглядит TIFF, JPG кажется более размытым и более шумным.


Удаление EXIF

Собственно сейчас это не совсем актуально, потому что летняя версия Photomatix 2.3.1, при обнаружении одинаковых EXIF спрашивает о настройках экспозиции каждого кадра. Однако, если вам необходимо удалить EXIF можете воспользоваться этими подсказками. Ты можешь скопировать TIFF и сохранить его. Так же существует программа IrfanView , с помощью которой можно просматривать и редактировать EXIF

Заключение

Я надеюсь, что вы нашли мое руководство интересным и оно станет отправной точкой для ваших собственных HDR изображений. Некоторые люди видят в HDR как лишь занятную причуду, но я действительно полагаю, что она может быть полезна во многих приложениях. Я уже показываю несколько моих фотографий в Ливерпуле. Это определенно будет использоваться, но как со всем, что слишком хорошее может быть плохим.

Технология High Dynamic Range Image (HDRI) это изображение с расширенным динамическим диапазоном за счет перехода от целочисленного определения яркости пикселя к вещественному. То есть изображение описывается реальными физическими величинами яркости и цвета.

Иначе говоря, если реальные яркости изображения двух пикселей отличаются по величине в два раза, то и описания их в файле, также должны отличаться в два раза.

Это всё звучит сложно, но по сути очень просто: в картинке каждая точка может принимать практически любое значение яркости и уже нет ограничения со стороны формата файла на яркость самой яркой и самой темной точки.

Как получить HDRi на обычном цифровом фотоаппарате

Поскольку для формирования HDRi - изображения с проработанными и светами и тенями нам нужен очень большой диапазон яркостей, получить нормальный исходный материал за один раз не получится. В этом случае нам поможет автоматический брекетинг (AEB):

Автоматический брекетинг это режим работы камеры, когда она делает три снимка: нормально проэкспонированный, переэкспонированный и недоэкспонированный. В настройке автоматического брекетинга нужно указать диапазон брекетига в две ступени (или сколько вам нужно).

Включаем указанный режим и со штатива или с упора делаем три фотографии одного и того же объекта. Здесь важно постараться не смещать камеру в процессе съемки. Также желательно полностью исключить движение в кадре - дождаться момента, когда уйдут люди, проедут машины и т.п.

Как убрать пешеходов и автомобили: Очень просто - нужно сделать по нескольку серий кадров с брекетингом, а потом в файлах с одинаковой яркостью вырезать из каждого участки где нет пешеходов и машин (аналогичный принцип используется при склейке панорам).

Как бороться с листвой: Никак - раздвоенные листья мешают слабо. Если ветер сильный, то съемку лучше отложить - раздвоенные ветки смотрятся куда хуже раздвоенных листьев.

Если нет штатива: Плохо, но жить можно - потом придется вручную совмещать слои в PhotoShop (как это делать - ниже).

Чувствительность: Также нужно обязательно убедиться, что камера в режиме минимальной возможной чувствительности - например, на DSLR Canon EOS 300D при чувствительности ISO 400 вместо ISO 100 возникают очень серьезные проблемы с шумом. А на Canon PowerShot G3 на ISO400 собрать нормальный снимок уже нереально.

RAW или JPG: По большому счету не принципиально, но в RAW можно управлять параметром "Shadows" который позволит показать немного больше информации в тенях. Не забудьте только во всех кадрах выбрать одинаковые настройки баланса белого, резкости и т.п. Настройки конвертора могут отличаться только параметром "Экспозция"

Примеры полученных изображений на Canon EOS 300D kit в JPG в среднем размере, намеренно при ISO-400:

Размер 1024х1536 и формат JPG выбраны с тем умыслом, чтобы в статье поместить и оригиналы и промежуточные результаты. Если ест возможность, лучше снимать в RAW и при конвертации сохранять как TIFF 16 bit или в крайнем случае как JPG с минимальным сжатием.


1024x1536 304kB

1024х1536 295kB

1024x1536 236kB

Что есть лучшего на приведенных трёх снимках:

На самом светлом замечательно проработаны перила и тени под столом. При этом окна совершенно потерялись. Также хорош общий тон изображения.

На среднем снимке хороши детали интерьера и шторы на стенах. Детали в тенях уже потерялись, а витражи на окнах еще слишком светлы.

Самый темный кадр хорош витражами и люстрами. Всё остальное ушло в чёрный.

При склеивании этих изображений хотелось бы за основу взять самый светлый кадр, но при этом насытить его деталями в светах и проработать детали люстр..

Обработка изображений HDRi

Я для обработки изображений в HDRi пользуюсь программами:

Adobe PhotoShop CS;

Photomatix Pro 2.2;

На их примере и буду показывать, что это такое и в чем будет польза.

Изображения используются маленькие и в формате JPG, т.к. выкладывать больше TIFF 16bit особого смысла нет. Задача этой статьи, показать способ, а не довести до совершенства его результат.

Photomatix Pro 2.2

Первым делом собираем изображение:

Идем в меню HDRI -> Generate HDRI , выбираем несколько картинок, из которых планируется собрать HDRi и не забываем ставить галочку "Align LDR images before generating HDR Image" если картинки сняты с рук.

Потом идем в меню HDRI -> Tone Maping :

В этом файле сильно искажен диапазон яркостей и цвет деталей в тенях. Также он очень сильно зашумлен.

Neat Image 5.0

Про Neat Image 5.0 много рассказывать бесполезно:

    В закладке Input Image открываем HDRi файл,полученный от Photomatix Pro 2.2;

    В закладке Device Noise Profile нажимаем Auto profile ;

    В закладке Output Image сохраняем полученное изображение.

Я в курсе что тонкой настройкой шумоподавления можно добиться гораздо лучшего результата. Но в контексте этой статьи и работы автопилота вполне достаточно. Если же у вас есть желание и умение настроить вручную шумоподавление, то прошу обратить внимание именно на цветовой шум. Яркостный шум мешает слабо, а вот цветовой создает массу проблем.

В этом файле уже гораздо меньше шума, но всё также сильно искажен диапазон яркостей и цвет деталей в тенях

Adobe PhotoShop CS

Здесь начинается самое интересное: Нам нужно так сложить самую яркую картинку (которую мы решили взять за основу) и HDRI-картинку, чтобы не потерять естественности цветопередачи и передачи полутонов, но при этом добавить детали в светах.

Для этого открываем файл после Neat Image и самый светлый файл.
Копируем самый светлый файл в буфер Ctrl+A, Ctrl+C и вставляем данные из буфера в HDRi - файл. Меняем тип смешения слоев на "Difference":

и инструментом "Move Tool" максимально подгоняем два слоя, стрелкам перемещая выделенный верхний слой:

В результате у нас два слоя, максимально подогнанные по положению.
Меняем режим смешения слоев на "Darken" и получаем картинку в тенях полученную из исходного светлого кадра, а в светах - из HDRi-файла:

Приводим в порядок тени: в самом ярком файле они всё-таки темноваты, а в HDRI-файле цвет съехал в красный.

Для этого выбираем верхний слой (в котором самая светлая картинка) и для него вызываем Image -> Ajustment -> Levels... (Ctrl+L)

Смещаем поводок, выделенный красным (Output Level для черного), ориентируясь по цвету стульев и яркости перил. В результате тени у нас частично берутся из HRDI-файла, а частично из светлого исходного файла.

Приводим в порядок света: В самом ярком файле они провалены в белый, а в HDRI слишком темны для привычного восприятия.

Для этого выбираем нижний слой (в котором HDRI) и для него вызываем Image -> Ajustment -> Levels... (Ctrl+L).

Смещая поводки. выделенные красным добиваемся естественной передачи яркости светов, пытаясь сохранить проработку деталей в витражах на стеклах и форму и яркость лампочек в люстрах. Постарайтесь правый поводок (точка белого) не уводить слишком далеко влево - это приводит к потере деталей в светах.

Приводим в порядок цвет: Поскольку файл собран из нескольких, да еще по чудесатым алгоритмам, указывать на нем точку белого бесполезно. Я пользуюсь инструментом Image -> Ajustment -> Photo Filter. В нем можно изобразить применение стандартных фотографических светофильтров.

Поскольку картинка у нас до сих пор в двух слоях, можно раздельно указать яркость и светов и теней:

Я не настаиваю, что баланс белого нужно настраивать так и только так. Если вам привычен другой способ - здорово, пользуйтесь привычным способом.

Контраст: Image -> Ajustment -> Curves... (Ctrl+M) можно подогнать общий контраст и яркость изображения.

Резкость: Поскольку происходило сложение нескольких файлов, границы объектив несколько размылись. Дл я исправления этого недостатка можно воспользоваться фильтром Unsharp Mask по своему вкусу.

В итоге получается вот такое изображение (немного уменьшенное):

В приведенном примере основной кадр. из которого строилась картинка, был самым светлым и был светлее изображения HDRI. Если в вашем случае HDRI изображение светлее основного кадра, то нужно поменять местами слои: Темный кадр вниз, а HDRI - вверх.

Вывод

Использование технологии HDRI позволит не только получать фотографии, полные специфических цветов и отношений яркостей, но и наполнить деталями самые обыденные сюжеты. При этом использование технологии HDRI позволит деликатно добавить детали как в света, так и в тени.

p.s. Это практически полная копия статьи с домашней странички:

Поделиться