Лучшая память ddr3. Самое мощное компьютерное железо современности

Инструкция

Для правильного подбора комплектующих к материнской плате вам нужно знать два параметра, которыми обладает ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) – это скорость и объем. Скорость в MHz, объем – в Mб. Для современных мощных компьютеров рекомендуется приобретать две и более платы оперативной памяти. В том случае если вы решили последовать этому совету, то приобретайте платы с одинаковыми параметрами. Это сможет гарантировать стабильную работу . Если какая-то плата будет работать быстрее, а какая-то медленнее, ваш компьютер будет ориентироваться на более слабую ОЗУ. Если вы купили оперативную память объемом в 1 Гб, то вторую стоит покупать точно такую же, не меньше.

Считается, что на процессор в 1000 MHz требуется плата оперативной памяти минимум в 512 Мб. Рассчитывайте необходимый объем по этому параметру в зависимости от частоты вашего собственного процессора. Чем процессор, тем больше ОЗУ ему потребуется. Например, для мощного необходимо от 2 до 4 Гб оперативной памяти.

Также при подборе ОЗУ для своего компьютера вы должны знать, чем отличаются разные типы памяти – DDR, DDR II и DDR Ш. Различаются они, прежде всего, совместимостью с теми или иными моделями материнских плат. Оперативная память формата DDR встречается довольно редко и свойственна старым моделям компьютеров. Узнайте, какой тип оперативной памяти вашей материнской платой, только после этого отправляйтесь в магазин, ведь если вы купите плату памяти неподходящего типа, она просто напросто не установится.

Оперативной памятью (ОП) называется рабочая область для деятельности центрального процессора (CPU). В ней хранятся данные и программы, запущенные в данный момент работы компьютера. ОП является временным хранилищем данных и в момент перезагрузки или выключении ПК она полностью «пустеет».

Инструкция

Динамическая память с произвольным доступом или DRAM – по этой технологии выполняется ОП в современных компьютерах.

Тип ОП. Есть несколько типов памяти и перед выбором нужного важно определить, поддерживается ли он материнской картой вашего ПК. А вот список типов :
DDR характеризуется двойной скоростью передачи данных. Сейчас этот тип ОП морально и физически и уже почти не используется. Модуль DDR имеет 184 и стандартное питающее напряжение в 2,5 В;
DDR2 получил сегодня наиболее широкое распространение. Позволяет выборку 4-х бит за такт, в то время как DDR – только 2 бита. Имеет по 120 контактов с каждой стороны. Питающее напряжение составляет 1,8 В.
DDR3 позволяет делать выборку уже 8-ми бит за один такт. Контактов имеет тоже 240, как и DDR2, а стандартное его напряжение составляет всего лишь 1,5 В. Кроме того, у DDR3 понижено потребление энергии на 40% относительно памяти DDR2. Поэтому, для и нэтбуков такая память практически незаменима.

Теперь поговорим о пропускной способности. Чем больше у шины ОП этот показатель, тем больше

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Оперативная память (ОЗУ) – это память компьютера, которая отвечает за быстрый обмен пользовательских и системных данных с процессором. ОЗУ является не менее важным устройством в системном блоке, чем материнская плата или процессор. Правильно выбрать оперативную память – очень сложно, так как их достаточно много видов и у них много важных особенностей. Именно поэтому в данной статье мы постараемся рассказать вам всё то, что вам необходимо знать для правильного выбора ОЗУ.

Особенности ОЗУ

Для чего нужна оперативная память

Предназначение ОЗУ - хранить использующуюся пользователем или программами в данный момент информацию. Оперативная память обменивается данными с процессором непосредственно или через кэш. Быстродействие ОЗУ в десятки или даже сотни раз выше, чем скорость работы жёсткого диска. Приведем пример: скорость работы DDR3 – 12800 Мб/сек., когда скорость HDD – 80 Мб/сек. В данном случае разница в 160 раз, что согласитесь весьма и весьма существенно.

Одной из особенностей оперативной памяти является её энергозависимость, то есть она способна сохранять информацию до тех пор, пока включено питание, когда компьютер отключен, вся информация стирается. Есть правда одно исключение – режим сна, в этом случае вся информация с ОЗУ записывается в специальный временный файл на жёстком диске. Поэтому, когда вы выводите компьютер из сна или ждущего режима, то можете видеть незакрытые вами приложения, видео, музыку, документы и продолжать работу с того места, с которого её прервали.

Почему важен объём ОЗУ?

Объем оперативной памяти напрямую влияет на быстродействие отдельных программ и системы в целом. Чем больше объём оперативной памяти, тем меньше придётся системе обращаться к жёсткому диску, а соответственно не будет никаких зависаний и небольших подтормаживаний.

На практике оперативная память играет роль некого буфера между жёстким диском и процессором. К примеру, вы решили поиграть в игру. Когда игра загрузилась - вы видите игровое меню, а это значит, что данные с HDD были перенесены в RAM. Теперь вы работаете непосредственно с оперативной памятью. Далее загружаются уровни игры и ваш профиль – это также выгрузка данных с HDD в RAM. Сам игровой процесс – это взаимодействие оперативной памяти с процессором.

То же самое происходит, когда вы работаете с программами. От количества оперативной памяти будет зависеть то, со сколькими документами вы сможете работать одновременно, сколько вкладок в браузере сможете открывать без зависаний. Если у вас большой объём ОЗУ, тогда можно открывать всё вышеперечисленное в паре с игрой, да и еще в небольшом окошке в углу экрана можно смотреть фильм. Большой объём ОЗУ позволяет вам смотреть фильмы высокого разрешения без подвисаний, а также использовать различные графические эффекты.

Выбор оперативной памяти

Тип оперативной памяти

Подбирая тип ОЗУ, обязательно обратите внимание на особенности вашей материнской платы, так как именно она будет диктовать вам условия. Обычно на сайте производителя вы найдете исчерпывающую информацию о том, какой тип ОЗУ поддерживает материнская плата и другие её особенности, под которые будет производиться выбор памяти.

Все современные модели материнских плат поддерживают тип оперативной памяти DDR3. Важно отметить, что ОЗУ делятся на: компьютерные и для ноутбука. То есть для компьютера используются длинные панельки, а для ноутбука короткие, поэтому они друг к другу не подходят.

Какой объём оперативной памяти выбрать

Если речь идет о стационарном компьютере, то сегодня самый оптимальный объём оперативной памяти – 8 Гб. В тандеме с хорошо сбалансированными комплектующими их вполне хватит для большинства игр, не говоря уже о различных программах и работе с мультимедиа контентом.

Ограничением в выборе объёма ОЗУ может стать , так как не все они поддерживают большие объёмы оперативной памяти. Именно это нужно узнать в первую очередь в характеристиках «материнки».

Что касается ноутбука, то для начала изучите его параметры: количество слотов для оперативной памяти и поддерживающий объём. Таким образом, вы должны также узнать есть ли свободные слоты в материнской плате для установки дополнительных панелек ОЗУ, а также будет ли поддерживаться материнской платой данный объём оперативной памяти. Для большинства ноутбуков вполне достаточным будет 4 Гб оперативной памяти.

Также при выборе ОЗУ помните о том, что 32-ух битные операционные системы не поддерживают более 4-ёх Гб оперативной памяти, а то и меньше. Поэтому смысла увеличивать её объём – нет. Покупать ОЗУ большего объёма стоит в том случае, если вы установите 64-ёх битную операционную систему, которая поддерживает вплоть до 64-ёх Гб оперативной памяти. Но для этого у вас должен быть мощный компьютер.

Количество планок

Компьютеры, в которых общий объём оперативной памяти разделён на равное количество планок, под имеющиеся для них слоты – это самый лучший вариант. Две планки по 4 Гб лучше, чем одна на 8 Гб. Дело в том, что материнские платы имеют поддержку двух- и более канальных режимов работы с оперативной памятью. В теории, активировав этот режим, пропускная способность увеличивается в 2 раза. На практике немного меньше, но это довольно ощутимо. Поэтому старайтесь рассредоточить общий объём ОЗУ по слотам, но при этом будьте расчётливыми.

Рано или поздно, а вам нужно будет делать апгрейд компьютера, поэтому дайте себе возможность в будущем увеличить и объём ОЗУ. Например, если у вас 4 слота для оперативной памяти - купите две панельки по 4 Гб, в будущем вы сможете приобрести ещё 2 по 4 Гб – и таким образом правильно увеличите объём. Если же вы купите планки меньшего объёма – то впоследствии вам придётся их положить в коробку и купить новые, так как толку от них не будет. Больший объём планок ОЗУ приветствуется, но нелогичен.

Планки ОЗУ могут продаваться как по одной, так и в комплекте. Покупать ОЗУ в комплекте выгоднее, чем по одной.

Тактовая частота, пропускная способность и напряжение питания

Когда вы будете выбирать ОЗУ, обратите внимание на то, чтобы тактовая частота, пропускная способность и напряжение питания поддерживались материнской палатой. Кстати, чем выше значение перечисленных параметров, тем мощнее оперативная память.

Радиатор

Эксперты сайта сайт настоятельно рекомендуют отдать предпочтение моделям оперативной памяти с радиатором. Радиатор ОЗУ – это металлическая пластина, которая находится на микросхемах панелек. Радиаторы используются для улучшения теплоотдачи, преимущественно в моделях, работающих на высокой частоте.

Какой фирмы лучше всего покупать оперативную память

Очень важна и фирма, которая выпускает ОЗУ. На сегодняшний день отлично проявляют себя в работе панельки ОЗУ от таких производителей как:


  • Corsair;

  • Kingston;

  • Hynix;

  • Patriot Memory;

  • Transcend.

При выборе оперативной памяти старайтесь, чтобы все имеющиеся панельки были не только одной фирмы, но и одной модели и с одинаковыми параметрами, для качественной и синхронной работы.

Цена

Оперативная память в сравнении с другими комплектующими, такими как: , материнская плата, и прочими, стоит довольно дешево. Пара планок DDR3 по 4 Гб (общим объёмом в 8 Гб) стоит от 2500 до 3000 рублей. Если покупать планки отдельно, то они обойдутся немного дороже.

Не нужно покупать только что вышедшие модели ОЗУ (например, 32 Гб DDR3). Во-первых, в среднем один мегабайт памяти в таком случае стоит дороже, во-вторых, вы вряд ли найдете способ задействовать весь объем памяти. Как правило, 8 Гб оперативной памяти вполне достаточно для комфортной работы любому пользователю.

Ну же, не делайте такие глаза. Не отмахивайтесь от этой статьи ради роликов на YouTube. Вместе мы выясним это. Я имею в виду не самый очевидный вопрос использования оперативной памяти, также известной как оперативка или RAM. Если конкретно, я остановлюсь на двух ключевых вопросах: важен ли тип памяти и сколько её требуется. Ну вы понимаете. Для игр. К счастью, эта тема легко поддаётся простым и доступным обобщениям, которые так любят патологически ленивые журналисты. Впрочем, это хорошо и для вас, так как всё не будет слишком запутанным и мы ответим на самые основательные вопросы. Цены указаны в долларах. Если лень читать весь текст, то ответим вот так:

  • 16 ГБ RAM всего на $40 дороже 8 ГБ.
  • Если вы собираете новый PC, берите 16 ГБ. Точные характеристики не сильно важны, главное совместимость.
  • Если у вас уже есть надёжная сборка, но памяти меньше 16 ГБ, задумайтесь об апгрейде, но имейте в виду постепенный переход с DDR3 на DDR4 для новых процессоров на архитектуре Skylake (Intel) и Zen (AMD).
  • В том маловероятном случае, если у вас только 4 ГБ, немедленно ставьте хотя бы 8 ГБ.

О чём нужно помнить

В большинстве случаев, когда дело касается производительности PC, то, что вам совершенно необходимо, и то, что сделает общение с компьютером приятнее в целом и повысит удовольствие от игр в частности – не одно и то же.

Есть минимум, которого в принципе хватает, но он постоянно заставляет вас нервничать. И есть величина, превышение которой не даёт ощутимой отдачи. Вот в этой величине я и заинтересован.

Подумайте об этом вот как. Технически, вы можете играть, имея 4 ГБ RAM, но уровни будут грузиться катастрофически долго, и вам будет обеспечена головная боль из-за задержек при переключении приложений и медлительности системы в целом. С другой стороны, если и существуют теоретические ситуации, где больше, скажем, 16 ГБ памяти дадут реальную выгоду, то они настолько редки, что их смело можно не принимать в расчёт.

Главное – объём

Почему количество памяти влияет на производительность главным образом по сравнению с её частотой?

Ответ довольно прост. Каждое запущенное приложение занимает определённое количество памяти. Будь то вкладка в браузере или навороченная игра, их данные должны где-то обитать. Для этого существует три места: кэш процессора (не очень велик, да и данные по большей части дублируются в RAM), оперативная память и жёсткий диск.

Программы, которые не запущены даже в фоне, могут спокойно пребывать в спячке на жёстком диске. Но все работающие приложения должны полностью помещаться в памяти, чтобы к ним был обеспечен быстрый доступ, потому что RAM в разы быстрее жёсткого диска, даже если речь идёт об SSD.

Когда место в оперативной памяти заканчивается, операционная система начинает кэшировать данные на жёстком диске, в так называемом «файле подкачки». Типичный пример такого случая – использование нескольких программ и переключение между их окнами. Когда RAM кончается, система частично или полностью перенесёт свёрнутое приложение на диск. Переключение обратно вызовет долгую задержку между возвращением в память свёрнутого приложения и перемещением предыдущего на диск.

А что насчёт игр?

В теории, когда программа уже заработала, всё прекрасно. Загрузка может затянуться, но когда место в памяти освобождается, то всё отлично, так? Да и большинство игр свободно поместятся в 8 ГБ, так же?

Во-первых, мне не очень нравится такой подход, даже если всё действительно так. Я довольно ленив, так что предпочитаю держать всё запущенным, пока оно хоть как-то может мне понадобиться. Прямо сейчас мой диспетчер задач отображает почти 7 ГБ занятой памяти. В основном это благодаря 50 открытым вкладкам, Скайпу и антивирусу. А ещё есть Photoshop с кучей сумасбродно больших изображений для одной из статей. И ещё немножко всякого. Это же нормально?

Сейчас у меня 16 ГБ памяти (пользуюсь стареньким компьютером на LGA1155 взамен сломанного на LGA2011), а было 8. Если надо запустить игру, не закрывая окон, приходилось чем-то жертвовать. Fallout 4 показывает 2,7 ГБ в диспетчере задач, а это не самая требовательная к памяти игра.

Но даже если игра и найдёт себе место, нужно оставить ещё немного для фоновых процессов и для дополнительных нужд самой игры. Каждый раз, когда вы превышаете имеющийся объём и обращаетесь к файлу подкачки, всё начинает работать рывками. В случае с играми, подгружающими открытый мир на лету вместо традиционной загрузки уровней, это может быть весьма неприятным.

Управление памятью в Windows

Всё ещё сильнее усложняется, если учитывать, как Windows управляет памятью. В системе есть физическая память, виртуальная память, используемая память, кэшированная память, выгружаемый и невыгружаемый пул. Мне совсем не хочется углубляться в подробности всех нюансов, так что объясню всё, жертвуя точностью определений, зато не раздувая статью до запредельных размеров.

Игре или приложению для работы требуется определённое количество физической памяти. Эту цифру вы и увидите в диспетчере задач рядом с конкретным процессом. Но Windows способна кэшировать дополнительные данные приложения, освобождая приличное количество памяти. Эти данные становятся частью общей кэшированной памяти, опять же, отображаемой в диспетчере задач.

Проще говоря, чем больше данных Windows будет кэшировать в памяти, тем меньше будет обращений к диску и быстрее будет работать компьютер в целом. Как это в подробностях относится к каждой конкретной игре, я точно не скажу.

Можно ли воздержаться от апгрейда?

Следует подчеркнуть, что всё мною сказанное не относится к экзотическим ситуациям, когда какие-нибудь моды для Skyrim сами по себе отъедают по 8 ГБ. Это даже не относится к тому факту, что новые игры, вроде Star Wars Battlefront, указывают 8 ГБ RAM в минимальных требованиях.

Точно так же можно оспорить мою ситуацию с обилием задач. Кто-то скажет, что и близко не подбирается к моим 10 ГБ, да и вообще – ничего не стоит закрыть несколько вкладок в Chrome. И это нормальные аргументы. Только вот какая штука. Разница между дешёвым набором 8 ГБ DDR3 и дешёвым набором 16 ГБ составляет порядка $40, и всё примерно так же для дорогих наборов. Так что теперь вопрос к вам: можете ли вы воздержаться от 16 ГБ RAM?

Возможно, минимальные 8 ГБ в требованиях Star Wars Battlefront наглядно обрисовывают картину ближайшего будущего?

Объём памяти можно наращивать, не избавляясь от старой. Исключением станет разве что переход от DDR3 к DDR4 для новых процессоров. Но даже в самом худшем сценарии, это обойдётся в дополнительные 40 долларов. Поэтому я не вижу, о чём тут можно думать. А вот скачок сразу на 32 ГБ, особенно если брать двумя модулями, уже заметно облегчит кошелёк, при этом не давая заметного прироста производительности.

Почему скорость не важна

Подождите, ещё не всё – я не сказал про подробные характеристики памяти. Частота, тайминги и всё такое. Не сказал, потому что это не важно. Главное – совместимость и объём. Последние годы это верно даже для разгона. Раньше, во времена разгона процессора по системной шине, память могла дать хотя бы скромный прирост. Но сегодня, когда есть множители и делители, она либо точно ничего не решает (в разблокированных чипах), либо скорее всего ничего не решает (последние Intel Skylake с разгоном по базовой частоте).

Допускаю, что мог упустить какие-то нюансы касательно последних Skylake, и возможно, я освещу их в будущем, если вам будет интересно. Но в общих случаях скоростные характеристики памяти малозначительны на современных платформах.

В любом случае, мой главный аргумент – это стоимость. Да, если расходовать память экономнее, вам хватит 8 ГБ для большинства игр. И если бы 16 ГБ стоили в сотни раз дороже, я был бы осмотрительнее в доводах. Но они столько не стоят. Так что и мне не надо изощряться.

Поставим вопрос проще – стоит ли заплатить $40 за возможность открывать сколько угодно программ и когда угодно запускать игры?

Я отвечу вместо вас. Стоит. Так что поставьте себе 16 ГБ памяти. И играйте вдоволь.

Оперативная память (RAM, Random Access Memory, ОЗУ) – одна из главных частей в компьютере. Это энергозависимая составляющая, которая хранит машинный код, входящие/исходящие и промежуточные данные во время работы компьютера. Процесс выбора ОЗУ только на первый взгляд кажется понятным, но он содержит много нюансов, которые нужно учитывать, чтобы приобрести качественные компоненты.

Самый простой способ выбрать планку оперативной памяти – использовать список рекомендованных модулей на сайте производителя материнской платы, установленной на компьютер. Поскольку эти части ПК неразрывно связаны между собой (в том числе и с процессором), есть смысл обратить внимание на советы производителя. Указанные на его сайте рекомендованные модули ОЗУ точно будут работать на вашем ПК.

Еще один совет, которого стоит придерживаться при приобретении планок RAM – соответствие другому железу. Покупая недорогую материнскую плату и бюджетный процессор, не выбирайте дорогую оперативную память, потому что во время работы она не раскроет потенциал. Но при этом очень важно обратить внимание на технические характеристики RAM.

Основные параметры

При покупке новой ОЗУ обратите внимание на главные параметры, которые помогут сделать правильный выбор.

Сначала определите, какой тип оперативной памяти подходит вашей материнской плате. Этот параметр указан в описании к ней. Сегодня встречаются четыре типа: SDRAM, DDR (DDR1), DDR2, DDR3 и DDR4.

Наиболее распространенный тип RAM на сегодня – DDR3. В отличие от модулей предыдущего поколения она работает с тактовой частотой до 2400 МГц и потребляет на 30-40% меньше электроэнергии по сравнению с предшественницей. К тому же она имеет меньшее напряжение питания, поэтому выделяет меньше тепла.

Все типы оперативной памяти несовместимы друг с другом по электрическим (отличается напряжение питания) и физическим параметрам (контрольные отверстия расположены на разных местах). На фото показано, почему модуль ОЗУ DDR3 нельзя установить в разъем для DDR2.

Полезно! Сейчас набирает популярность стандарт DDR4. Он отличается меньшим энергопотреблением и более высокими рабочими частотами (перспектива роста до 3200 МГц).

Форм-фактор характеризует размер планок оперативной памяти. Различают два типа:

  • DIMM (Dual Inline Memory Module) – устанавливаются на стационарные ПК;
  • SO-DIMM – для установки в ноутбуки или моноблоки.

Частота шины и пропускная способность

От этих двух параметров зависит производительность ОЗУ. Частота шины характеризует количество информации, переданной в единицу времени. Чем она выше, тем больше сведений пройдет через шину за один и тот же временной промежуток. Между частотой шины и пропускной способностью прямопропорциональная зависимость: если частота ОЗУ 1800 МГц, теоретически она имеет пропускную способность 14400 Мб/сек.

Не гонитесь за высокой частотой RAM из расчета «чем больше, тем лучше». Для рядового пользователя разница между 1333 МГц или 1600 МГц незаметна. Она важна только профессиональным юзерам, которые занимаются рендерингом видео, или же оверклокерам, стремящимся «разогнать» ОЗУ.

При выборе частоты отталкивайтесь от задач, которые вы ставите перед компьютером, и от его комплектации. Желательно, чтобы частота работы модулей RAM совпадала с частотой, на которой работает материнская плата. Если вы подключите планку DDR3-1800 к материнской плате, которая поддерживает стандарт DDR3-1333, ОЗУ будет работать с частотой 1333 МГц.

В этом случае, чем больше, тем лучше – это оптимальное описание параметра. Сегодня минимально допустимый объем ОЗУ, который должен быть установлен на компьютер или ноутбук – 4 Гб. В зависимости от задач, которые выполняются на устройстве, объем ОЗУ может быть 8, 32 или даже 128 Гб. Рядовому пользователю хватит 8 Гб, для специалиста, работающего с программами обработки видео, или для геймера понадобится 16-64 Гб «оперативы».

Тайминги ОЗУ характеризуются задержками в работе. Они рассчитываются в наносекундах, а в описании обозначаются последовательным набором цифр: 9-9-9-27, где первые три параметра это: CAS Latency, RAS to CAS Delay, RAS Precharge Time и DRAM Cycle Time Tras/Trc. Они характеризуют быстродействие на отрезке «память-процессор», что непосредственно влияет на эффективность работы компьютера. Чем меньше эти значения, тем меньше задержка и выше быстродействие ПК.

Некоторые компании в описании к модулям RAM указывают только одну цифру – CL9. Она характеризует CAS Latency. В основном он равен другим параметрам или ниже них.

Полезно знать! Чем выше частота оперативной памяти, тем выше тайминги, поэтому нужно выбрать оптимальное для себя соотношение.

Продаются планки ОЗУ с обозначением «Low Latency». Это означает, что при высоких частотах они имеют низкие тайминги. Но их стоимость выше, чем у обычных моделей.

Режимы

Чтобы увеличить производительность компьютера используются специальные режимы работы планок ОЗУ: одно-, двух-, трехканальный и Flex-Mode. В этом случае скорость работы системы теоретически увеличивается в два, три и более раза.

Важно! Материнская плата должна поддерживать эти режимы работы. В описании к ней указано, в какие разъемы нужно установить планки, чтобы включить нужный режим.

  • Одноканальный режим запускается, когда используется один модуль ОЗУ или все планки отличаются по параметрам. В этом случае система работает на скорости планки с самой маленькой частотой.
  • Двухканальный режим включается, когда в разъемы установлены два модуля RAM с одинаковыми характеристиками (частота, тайминги, объем). Прирост производительности составляет 10-20% в играх и 20-70% при работе с графикой.
  • Трехканальный режим активируется при подключении трех одинаковых планок ОЗУ. В действительности он не всегда выигрывает в скорости перед двухканальным режимом.
  • Flex-Mode (гибкий) – увеличивает производительность ПК при использовании двух планок ОЗУ одинаковых по частоте, но разных по объему.

Важно! Желательно, чтобы планки памяти были из одной партии поставки. В продаже есть комплекты, состоящие из двух-четырех модулей, которые полностью подходят друг другу в работе.

Покупая цифровую технику, обратите внимание на производителя. Среди компаний, занимающихся выпуском модулей оперативной памяти, наиболее популярны: Corsair, Kingston, GoodRam, Hynix, Samsung и прочие.

Интересно то, что рынок производства чипов памяти для модулей RAM почти полностью разделен между тремя большими компаниями: Samsung, Hynix, Micron. А крупные производители используют их чипы для производства собственных моделей.

Современные планки ОЗУ работают с низким потреблением энергии, поэтому они выделяют небольшое количество тепла. Ввиду этого не нужно покупать модели с установленными радиаторами. Но если вы фанат разгона «железа», тогда позаботьтесь о приобретении модулей оперативной памяти с радиаторами. Они не дадут им сгореть во время оверклокинга.

При необходимости пользователь может приобрести систему охлаждения для RAM, состоящую из радиаторов и вентиляторов. Она тоже предназначена для использования оверклокерами.

Выбор к уже имеющейся планке

Приобретая новый модуль ОЗУ к уже установленному в вашем ПК, помните, что часто такие комбинации вместе не работают. Но если вы решились на покупку, посмотрите, чтобы тайминги и частоты шины были одинаковыми. Помимо этого, выбирайте планки оперативной памяти от того же производителя.

Видео

Если вы не до конца поняли, как выбрать оперативную память, посмотрите это видео.

Поделиться